Негосударственные организации (НГО) подсчитали: в будущем году в виде налогов с зарплат они будут отдавать больше, чем их сотрудники получат на руки, сообщает передача LTV передаче De facto. Как пишет Rus.LSM.lv, из-за изменений в режиме уплаты "соцналога" множеству НГО придется или прекратить деятельность, или уволить людей, занятых на неполную ставку, подтвердила Кристине Зонберга, и.о. директора "рамочной" организации Альянс гражданского общества.
За людей с неполной занятостью взносы обязательного социального страхования с нового года придется платить так, словно они работают на полную ставку — не менее чем с 75% от минимальной зарплаты независимо от реально отрабатываемой суммы. Еще через год, как уже писал Rus.lsm.lv, "период милосердия" окончится, и отчисления в бюджет нужно будет делать уже по меньшей мере со 100% минимальной зарплаты. Глава общества Ūdenszīmes Иева Ятниеце подсчитала — если от продажи сувениров за месяц удается выручить 250 евро, эти деньги можно направить на зарплату одной сотрудницы. При существующем пока налоговом режиме это означало, что на руки человек получает около 150 евро. В будущем же в налоги уйдет больше, чем человек получит на руки.
"Налоговое бремя и так огромное! А с новыми условиями нам только социального налога придется перечислить 123 евро, и еще плюс подоходный налог, более 15 евро. Это означает, что из наших 250 государству уйдет 150, а человеку — 100. Это же ненормальная пропорция!" — возмущается Ятниеце.
Соответствующие поправки политики утвердили еще в прошлом году — при предыдущем правительстве. "Тогда планировались реформы режима микроналога. Чтобы этот режим сохранить, достигли компромисса. Его предложило "Единство" — мол, ладно, сохраняем этот режим, но вводим минимальные социальные взносы", — рассказал De facto парламентский секретарь Минфина, депутат Сейма Эдгар Путра (СЗК).
Однако замысел политиков и реалии в секторе НГО слишком отличаются.
"Ничего менять не планируется. Решение принято еще в прошлом году, тогда были очень обширные дискуссии, — указала министр финансов Дана Рейзниеце-Озола. — Не всегда нужно заключать трудовой договор. Это может быть договор подряда (uzņēmuma līgums), и, думаю, нужно консультироваться с СГД по каждому индивидуальному случаю, если у самих нет ясного решения".
"Ну хорошо, мы, допустим, можем заключить договор подряда. Но кто проиграет? Проиграет человек, который работает, потому что у него не будет необлагаемого минимума. Во-вторых, он не сможет пойти в Госагентство занятости, не сможет получить пособие по безработице. Это означает, что люди теряют и без того ничтожные социальные гарантии и ничтожные доходы, которые могли бы получить", — заочно парирует глава НГО Ятниеце.
Руководители НГО, в особенности в сельских регионах, уверены, что политики в Риге не осознают проблем за ее пределами. Кристине Зонберга считает, что "скорее всего, большая часть НГО обанкротится или будет вынуждена увольнять сотрудников, работающих на неполную ставку".
Не учли авторы нормы и такое обстоятельство: зачастую вовсе не руководители НГО решают, какой именно договор заключать с подчиненным. Например, в проектах, финансируемых Евросоюзом, наличие трудового договора является обязательным требованием. Однако нередко отводимая на зарплату сумма такова, что не достигает даже размера минималки. Отсюда и необходимость заключать договор с неполной ставкой.
"В отдельных случаях возможно заключение договора подряда или авторского договора, но если в условиях проекта значится, что должен быть трудовой договор… Таким образом, у сектора НГО нет особого выбора — как нанимать своих сотрудников", — указала Зонберга.
Авторы нормы подсчитали, что, установив минимальный размер взносов обязательного социального страхования, удастся дополнительно влить в бюджет почти 69 млн евро. Годом позже сумма должна вырасти уже до 118 млн. евро. Возможно, это и есть причина, по которой политики не хотят ничего менять.