Чехарда с кандидатами и возвращение СЗК "на трон"
Стоит отметить, что после ухода предыдущего премьера Лаймдоты Страуюмы ("Единство") с занимаемой ею должности поиск преемника был достаточно долгим и сумбурным. Сначала президент страны Раймонд Вейонис предложил пост главы правительства тогдашнему министру финансов Янису Рейрсу ("Единство"), мэру Валмиеры Янису Байксу ("Валмиере и Видземе") и даже обсуждал возможность передать бразды правления Кабинетом министров Карлису Шадурскису, который на тот момент был рядовым депутатом Сейма. Более того — в один момент Шадурскис считался наиболее вероятным вариантом.
Глава МВД Рихард Козловскис, которому также собирались предложить пост премьера, отказался от участия в этой затее сразу. Также, как сообщали латвийские СМИ, возможность делегирования на должность якобы обсуждалась и с министром иностранных дел Эдгаром Ринкевичем, и с бывшим еврокомиссаром Андрисом Пиебалгсом, и с председателем думы Цесисского края Янисом Розенбергсом. Эти политиков также дали понять, что не готовы взять на себя обязанности главы правительства.
Кстати, "Единство" всерьез рассматривало возможность выдвинуть лидера партии Солвиту Аболтиню, которая получила поддержку большинства правления и фракции. Однако после решения президента (представителя СЗК) взять на себя инициативу по выбору кандидата в премьеры официально Аболтиня так и не была выдвинута.
В итоге 13-м по счету премьером Латвии стал представитель Союза "зеленых" и крестьян Марис Кучинскис. Его приход также ознаменовал возвращение контроля СЗК над Кабинетом министров после более чем десятилетнего перерыва.
Яркий старт и первые проблемы из-за Белевича
С приходом Кучинскиса на пост премьера, его уверенной риторикой насчет вопроса беженцев и остававшейся надеждой на реанимацию "Лиепаяс Металургс" рейтинги СЗК в апреле и мае прошлого года достигли исторического максимума: за партию готовы были проголосовать 20,3% опрошенных латвийцев. На тот момент "зеленым" удалось сбросить с пьедестала даже традиционного лидера народной популярности партию "Согласие".
Однако спустя четыре месяца со вступления Кучинскиса на пост сильным ударом по имиджу СЗК стал скандал с "операцией по блату" министра здравоохранения Гунтиса Белевича, который сперва даже отрицал свою вину. В итоге этому представителю СЗК пришлось исчезнуть с политической сцены. Это было первым серьезным расхождением сказанных Кучинскисом слов с делом: как пишет газета Neatkarīgā rīta avīze, премьер обещал, что при нем "ни один министр не сможет спокойно спать", однако затем был вынужден признать, что в итоге министры и ряд государственных заведений не смогли в условленное время выполнить более 200 задач.
100 дней на посту: стабильно, но без роста
Как заявил политолог Янис Икстенс, первые 100 дней правительства Кучинскиса были спокойными, основные проблемы и скандалы были связаны с отдельными министерствами, а наибольшие потрясения — со скандалом вокруг Службы государственных доходов.
С точки зрения Икстенса, одна из важных выполненных задач — разработка плана действий правительства, но оценивать работу правительства пока преждевременно.
Социолог, директор Latvijas fakti Айгар Фрейманис, комментируя тот факт, что рейтинги правительства остаются низкими, заметил, что новые опросы общественного мнения не проводились, однако вряд ли в оценке правительства что-то кардинально изменилось. Рейтинг самого Кучинскиса высок, но рейтинги министров поляризованы — от очень высоких до критически низких.
Удар по рейтингу: "провал" бюджета-2017
"Все, что произошло с налогами, оказалось фатальным для их рейтингов. Шаря по карманам общества, очень трудно делать это при минимуме потерь. Ну а это правительство сделало сей шаг настолько неудачно, насколько вообще возможно", — пояснил Neatkarīgā rīta avīze политолог Филип Раевскис.
Глава Кафедры политических наук университета им. Страдиня Илга Крейтусе и декан факультета социальных наук Латвийского Университета Юрис Розенвалдс в передаче "Утренняя панорама" Латвийского телевидения заявили, что создано так много неясностей в законодательстве, касающихся бюджета-2017, что правительство Мариса Кучинскиса должно или рухнуть, или добровольно уйти в отставку.
Лидер партии "No sirds Latvijai" Ингуна Судраба, оценивая первый год работы правительства, заявила, что "правительство Мариса Кучинскиса — как лодка в бурном море без хорошей команды и капитана". По мнению Судрабы, новая модель налоговой политики разрабатывается с мыслью только о дополнительных доходах, а не о том, какую предпринимательскую среду нужно создавать в Латвии.
Однако соратник Кучинскиса по партии, президент Раймонд Вейонис на вопрос о том, доволен ли он, что год назад поручил формирование правительства именно Кучинскису, заявил, что в целом он работу правительства оценивает как хорошую, а также выразил надежду на то, что "в дальнейшем она будет более прогнозируемой".
Вейонис отметил, что реализация части проблемных вопросов во многом зависит от коалиционных партий — готова ли коалиция несмотря на приближающиеся выборы в самоуправления принять такие решения.
Кучинскис, в свою очередь, заявил, что контролирует ситуацию, а также хорошо осведомлен о том, что делает каждый министр и какова ситуация в отраслях. Если проблемы "мешают какому-либо министру двигаться вперед, кресло в правительстве он утратит", пообещал премьер.