Со следующего года министерство образования перезапустит школы в лучших традициях Финляндии и Великобритании, но на латвийский манер. Если "любимый многими руководитель рижского самоуправления" не затормозит процесс, то учителя будут получать больше тысячи, а ученики поймут, зачем ходят в школу. Пропорция 60 на 40 хороша, но экзамены придется сдавать на латышском языке. Министр образования Карлис Шадурскис пришел на радио LR-4, чтобы поделиться грандиозными планами с ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналистом портала Delfi Кристиной Худенко.
"Хватит болтать про реформы, пора начинать делать! — решительно заявил министр. — Я этим занимаюсь с момента прихода в офис, но любимый многими руководитель рижского самоуправления утверждает, что Шадурскис может говорить, что хочет, а… Васька слушает да ест".
Карлис Шадурскис — реформатор со стажем. В 2004 году именно он стал инициатором перевода русских школ на билингвальное образование. В 2013 году предложил новую реформу — перевести школьное образование на латышский язык полностью. Впрочем, сегодня он так же решительно отстаивает идею сохранения билингвального образования, время от времени все же выдавая инициативу в сторону усиления позиций госязыка — то объявит, что госэкзамены теперь можно будет сдавать только на латышском, то школьные выпускные на русском вдруг становятся крамолой.
На этот раз г-н Шадурскис намерен перекроить школы целиком и полностью — количественно и качественно. 1 октября Шадурский обещает выйти к 119 самоуправлениям с результатами исследований и предложениями, как грамотно распределить детей по школам Латвии — где оставить средние, а где лишь основные и начальные школы. "Наши самоуправления сами не умеют принимать решения, — посетовал министр. — Но я не намерен опускать руки, напротив, готов засучить рукава! У нас есть финансовые инструменты, чтобы все доходчиво объяснить".
По какому принципу Карлис Шадурскис предлагает закрывать и оптимизировать учебные учреждения — читать ЗДЕСЬ.
Про зарплаты учителям. Мы старались устранить диспропорцию между очень большими и очень маленькими зарплатами, но она еще осталась, потому что деньги следуют за школьниками, а если школьников нет — нет и денег. Если нам удастся привести школьную сеть Латвии в порядок, то каждый учитель, который работает с полной нагрузкой, сможет зарабатывать тысячу евро нетто (на руки).
К сожалению, сегодня много средств расходуется нецелесообразно. Да и какого качества можно требовать от учителя, если он работает в пяти школах. Должна быть одна школа, где педагог работает по полной программе, тогда все будут довольны.
Про поощрение хороших учителей. Сегодня мы на финише в разработке Правил Кабмина по доплатам за квалификацию учителей… Если все пойдет по плану, то с 1 сентября начнем принимать заявки по новой методике. Те степени квалификации, которые были раньше, останутся в силе, а у кого они истекли в конце августа, тому их продлят еще год… Новая система помогает избежать сложной бюрократии: степени будет присваивать руководство школ, которое лучше всего знает своих учителей.
Про судьбу школ нацменьшинств. Конечно, они сохранятся. Это богатство, что у нас есть эстонская, литовская, польская, украинская, еврейская… надеюсь я ни одну не забыл… школы. С этими странами у нас есть межгосударственные договоры — в этих школах детей столько, сколько есть. Территориальные коэффициенты тут были бы нечестны. Спасибо Сейму, который принял поправки к Закону, позволяющие дополнительно финансировать эти школы.
Про судьбу русских школ. Так называемых "русских школ". То есть школ, которые тоже реализуют программу нацменьшинств. Тут территориальные коэффициенты обоснованы, а значит, дополнительное финансирование не нужно.
Честно говоря, не вижу ни одной причины, почему надо в принудительном порядке стопроцентно переходить на образование на латышском языке. Пропорция, которая была предусмотрена в Законе от 2004 года — 60 на 40% — перфектно обеспечивает все необходимое. Конечно, если программа добросовестно реализуется, часть предметов преподают именно билингвально, а не для показухи, и латышский язык учат хорошо. Главное, чтобы по окончании школы, у учеников не было проблем с получением дальнейшего образования и устройством на работу из-за языковых проблем.
Про то, что госэкзамены в 12-м классе можно будет сдавать только на латышском языке. Это инструмент, чтобы в школе было добросовестное отношение к соблюдению билингвальных процентов и обучения госязыку. Мы видим, что процент учеников, которые выбирают отвечать на русском языке, год от года снижается — сегодня это 15%. Наше предложение, чтобы в средней школе все отвечали по-латышски. Это нормально: по окончании школы надо владеть госязыком.
Еще одна причина: язык можно учить, сколько угодно, но пока он не становится инструментом для освоения чего-либо, ты им не овладеешь в полной мере. Пример — моя дочь: в 1-й гимназии она учила-учила английский, но пока она не пошла в бакалавриат, где часть предметов по-английски, ее уровень был очень умеренным, а сегодня у нее — c2. Так же и с латышским языком.
Про выпускные вечера на латышском языке. Тут нет никакой связи с системой образования. У нас есть Закон о госязыке, где четко определено, на каком языке должны проходить массовые мероприятия в учреждениях самоуправления (в том числе, в школах). Как называется государство, в котором мы живем? Вот. Это совершенно нормально, что и выпускной вечер проходит билингвально, а если необходимо — идет перевод. Я участвовал во многих выпускных и не заметил ни одной плачущей и непонимающей языка бабушки.
Про предложение, поощрять учеников, преуспевших в освоении госязыка (например, вручать планшеты). Тогда уж надо давать планшеты и тем, кто достиг вершин в математике. Нет у нас столько денег на планшеты!
Про знания русского языка в латышских школах. Судя по результатам централизованных экзаменов, в этом году средняя оценка — 68,6%. Для сравнения: средняя оценка по математике — 34,9%, за три года знания упали на три процента — вот это ужасно!
Про судьбу госвузов. Сегодня их 17, они проводят около 920 учебных программ. Но мы не столь огромная нация. В 2019 году заканчиваются аккредитации многих учебных направлений. Наша цель — оставить около 600 программ, которые будут укреплены и расширены на деньги из европейских фондов. Те вузы, которые не смогут удовлетворить новым критериям, будут упразднены. Но все студенты, которые сейчас уже учатся по своим программам — все закончат.
Про премии на 1,4 млн евро, которые выплатила ликвидированная Рижская академия педагогики и управления образованием. Если сейчас в принудительном порядке отнять эти деньги, то это будет еще одна ошибка. Формально — это их собственные средства. Но они скоплены с оплаты обучения. Все же студенты платили за образование, а не на премии в объеме 15 зарплат. Там же и ректор себя не забыл, выплатив себе 10 000 евро… Я обратился в Генпрокуратуру и БПБК за проверкой.
Про школьную реформу. Главное, над чем мы работаем — содержание образования. При новом компетентном подходе будет недостаточно давать детям знания — надо учить детей критически думать, решать проблемы, работать в группах, создавать модели, искать решения. Скажем, по математике — не решить квадратное уравнение, а понять, откуда взялась такая математическая модель.
Предметы будут поделены на шесть блоков. Скажем, математика вместе с информатикой. Будет междисциплинарная связь. Больше самостоятельной работы в группах. Школьники должны понять, почему им важно учиться и делать это всю жизнь, что полезного он может принести себе и обществу, а не только потреблять.
В этом году в ста школах будет запущен пилотный проект. А с 1 сентября 2018 года начнем вводить реформу повсеместно. Сперва в 1-м и 4-м классах, а также в детсадах, а за 3-4 года новое содержание распространится на всю школу. В 2030 году среднюю школу закончат молодые люди, которые с первого класса станут учиться по новым стандартам… Готовность учителей очень разная. Но я оптимист.