Учения пройдут в холле "Сконто" с 24 по 26 октября. На этот раз Далай-лама остановил свой выбор на практическом аспекте буддийского учения, выбрав для объяснения два основополагающих сочинения — "Ступени созерцания" (санскр. бхаванакрама) Камалашилы и "Краткий ламрим" (тиб. ламрим дудон) Чже Цонкапы.
Автор "Краткого ламрима" (тиб. ламрим дудон) Чже Цонкапы является основателем школы Гелуг и почитается в тибетском буддизме наравне с Буддой. Его самый известный труд — "Постепенный путь к просветлению" (Lamrim), написанный в длинной, средней и короткой версии.
Первые два учения Далай-ламы в Риге посетило 10 000 человек из Балтийских стран, России, Швеции, Великобритании, Украины, Белоруссии, Голландии, Италии, США, Финляндии и других стран.
Неизменным завершением учений два года были благодарственные и бесплатные концерты Бориса Гребенщикова. Прибудет ли музыкант в Ригу на сей раз — пока не объявляется. Планируется, что и в этом году холл Сконто соберет примерно 5000 буддистов со всего мира.
Учения ЕС Далай-ламы в Риге впервые прошли в мае 2014 года, до этого духовный лидер бывал в Латвии три раза — с большой программой мероприятий в 2013 году. Центральным событием третьего визита Далай-ламы XIV в Латвии была публичная лекция "Культура сострадания" ("The Culture of Compassion"), которую посетило почти 6 тысяч человек, а в интернете посмотрело еще 8807 человек из 20 стран мира. Во время визита Далай-лама встретился с депутатами Сейма и экс-президентом Латвии Вайрой Вике Фрейбергой, а также с представителями латвийской интеллигенции — философами Илмаром Шляпином и Арнисом Ритупсом, детским анестезиологом Петерисом Клявой, ректором Латвийского Университета Марциссом Аузиньшем, архиепископом Янисом Ванагсом и другими.
Подробная информация по визиту — www.dalailaima.lv
Высказывания Далай-ламы про войну, мир, ум, правду, эгоизм, насилие и сострадание
Про гуманизм
Мы, как общество, больше не можем придерживаться той точки зрения, что наша задача состоит лишь в том, чтобы и дальше развивать научное познание и совершенствовать технологии, предоставляя каждому отдельному человеку выбирать, как использовать это знание и технологические возможности. Мы должны найти способ сделать так, чтобы базовые гуманные и этические соображения принимались во внимание при определении направления научного развития, особенно в биологических науках.
Говоря о базовых этических принципах, я не призываю объединить религиозную этику и научный поиск. Я скорее имею в виду то, что я называю "секулярной этикой", которая включает в себя такие ключевые этические принципы как сострадание, терпимость, забота, уважение к другим и ответственное использование знаний и технологических возможностей — принципы, для которых не существует барьеров между верующими и не верующими, между последователями разных религий.
Про войну
Самый нежелательный способ решения проблем — применение силы. Во-первых, насилие непредсказуемо. Хотя вначале вы можете руководствоваться намерением применять силу в ограниченных масштабах, но стоит вам встать на путь насилия, как дальнейший ход событий становятся непредсказуемым. Насилие всегда влечет за собой непредвиденные сложности и ответную жестокость. Насилие в целом — ошибочный метод, в особенности/
Про силу правды
Оставайтесь приверженцами правды. Истина никогда не утратит своей силы. Насилие может быть действенным на короткое время, но в конечном итоге торжествует истина. Будьте честны и правдивы, вселяя доверие в других. Доверие влечет за собою дружбу и хорошую репутацию. А поскольку всем нам нужны друзья, честность и открытость ‒ базовые качества человеческой природы.
Мы сможем сделать это столетие более мирным, если станем ценить ненасилие и заботиться о благополучии других. Это возможно. Если человек станет счастливее, будет больше счастья в его семье. А если больше счастья в семьях, то счастливыми будут сообщества и страны. Преобразуя себя, мы сможем изменить образ жизни всего человечества и превратить это столетие в век сострадания.
Про эгоизм
Есть много обстоятельств, которые делают нас несправедливыми, амбициозными и агрессивными. Все вокруг нас толкает нас в этом направлении, зачастую это связано с интересами коммерческого характера: "Я должен получить этот предмет, иначе моя жизнь будет плачевной". Нам представляется, будто мир в основе своей построен на конкуренции, разделен на "победивших" и "проигравших", но это извращенная картина, извращенная намеренно. Она рождается при поверхностном взгляде на вещи, в котором отсутствует какое-либо погружение в себя, какое-либо сосредоточение или размышление.
Можно сказать, что нам "промыли мозги": нас заставили думать, будто деньги ‒ источник счастья, в то время как на самом деле источник счастья ‒ умиротворенный ум.
Про войну и мир
Если расширить свое "мы" до пределов всего человечества, то некому будет противостоять, некого бояться и ненавидеть. Это значит обрести мир, где нет ничего "твоего", потому что он принадлежит тебе весь. Мир в душе
Про насилие
Я уверен, что все проблемы должны решаться не путем применения силы, а при помощи диалога. Если бы в конце двадцатого века мы уделили больше внимания образованию, то, вполне вероятно, нам удалось бы избежать тех конфликтов, которые мы наблюдаем сегодня. Вместо этого, люди пользуются методами прошлого века и пытаются устранить противоречия насильственным путем. Но если одна сторона применит силу, другая ответит ей тем же. Насилие влечет за собой ответное насилие и так далее до бесконечности. А в результате страдают ни в чем не повинные люди. Проблемы нельзя устранить насилием, их можно разрешить только при помощи диалога.
Про смерть
Невозможно избежать смерти. Это все равно что пытаться вырваться из кольца четырех великих гор, взмывающих в небеса. Эти четыре горы ‒ рождение, старость, болезнь и смерть. Старость разрушает молодость, болезнь разрушает здоровье, упадок жизненных сил разрушает достоинства, а смерть разрушает жизнь. Даже если вы превосходный бегун, вам не победить в гонке со смертью. Смерть не остановишь ни богатством, ни чудодейственными силами, ни чтением мантр, ни даже лекарствами. А потому мудрый готовится к смерти.
Про ум
Ум западного человека в постоянных трудах, он осуществляет огромную работу, но она неизменно направлена на достижение эффективности. Так ум оказывается на службе у результата и, как любой слуга, теряет свою независимость. Я же говорю о совсем другой форме духовной жизни, в которой есть место непривязанности и глубине; жизни, свободной от одержимости поставленной целью. В некотором смысле повсеместное вторжение технологий ‒ куда бы они ни проникали, ‒ обедняет жизнь ума.
Про духовную практику
Наш ум ‒ не механизм, который приводит в действие щелчок переключателя, а живой организм, способный эволюционировать. Те силы, которые его связывают и ограничивают, загоняя в рамки неблагоприятных состояний, тем не менее недолговечны и преходящи. Как только мы начинаем упорно применять против них методы духовных практик, им ничего не остается, как отступить и со временем совсем исчезнуть.
Про друзей и врагов
Когда мы рождаемся, мы никого не знаем и никто не знает нас. Хотя все мы в равной мере хотим счастья и не желаем страдать, лица некоторых людей нам нравятся больше, о них мы думаем: "Это мои друзья". Лица других людей нам нравятся меньше, и о них мы думаем: "Это мои враги". Мы разделяем людей на "своих" и "чужих", настойчиво стремимся приблизиться к первым и культивируем неприязнь ко вторым. Приносит ли это пользу? Нет. Огромное количество энергии расходуется в заботах о самых поверхностных делах этой жизни. Глубина уступает банальности.
Про драгоценность тела
Человеческое тело ‒ это драгоценность, обладающая силой и одновременно хрупкостью. Сам факт того, что мы живем, накладывает на нас большую ответственность и обязывает к принятию решений. Мы можем принести большую пользу и самим себе, и другим, но если вместо этого мы станем отвлекаться на второстепенные житейские дела, то это будет непростительным расточительством.
Про смерть
Помнить о том, что мы умрем, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие приносят счастье. Не задумываясь о том, что мы можем вскоре умереть, мы легко попадем в ловушку кажущегося постоянства, убеждая себя: "Я умру, но это будет когда-нибудь потом, не скоро". А когда приблизится смерть, даже если мы захотим сделать что-то полезное, у нас на то не окажется сил…
Про себя
В наши дни многие люди, воспитанные в условиях материалистической культуры, начинают думать, будто деньги ‒ наивысший источник счастья. И когда денег недостаточно, они испытывают горькое разочарование. А потому важно рассказать людям, что источник удовлетворенности и счастья кроется в них самих и отыскать путь к нему, можно взращивая заложенные в нас от природы внутренние ценности.