О том, что около 9000 латвийских пенсионеров, имеющих инвалидность, в прошлом году не получили полагающиеся им льготы, стало известно минувшей осенью. На это в своей ревизии указал Госконтроль. Дело в том, что неработающие пенсионеры-инвалиды имеют право на дополнительный не облагаемый налогами минимум. Но чтобы его получить, им приходилось подавать заявление в СГД или ставить галочку в специальной графе в системе электронного декларирования. И это при том, что в распоряжении ответственных служб вся необходимая информация и так была и есть. То есть льготы можно было бы назначать автоматически, без лишней бюрократии. Многие пенсионеры об этом не знали. Таким способом бюджет "сэкономил" больше миллиона евро.
Для решения этой проблемы Сейм в октябре прошлого года собрал целую комиссию и разработал поправки к закону. Тогда, осенью прошлого года, директор департамента прямых налогов Министерства финансов Астра Каляне говорила: "Эта редакция согласована с Минблагом и СГД, чтобы они могли технически реализовать ее уже 1 января 2018 года. Очень важно, чтобы эта редакция могла реально работать".
Ряд депутатов Сейма лично следили за тем, чтобы до конца года все изменения были приняты. Среди них был и член комиссии Сейма по социальным делам Андрей Клементьев: "Сейчас нет необходимости входить в ЭДС (электронная система декларирования. — Прим. ред.), ставить галочку. Все происходит автоматом".
Не происходит. В этом убедился пенсионер Адольф, который, получив первую в этом году пенсию — январскую, обнаружил — ничего не изменилось, дополнительной льготы нет.
"Мой папа — пенсионер, не работающий уже давно. С ноября прошлого года он стал инвалидом. После того, как он обнаружил, что льготу он не получил, я позвонила в VSAA. Мне сказали, что папа должен идти в СГД и писать заявление. Т.е. то же самое, из-за чего в прошлом году начался весь этот сыр-бор. VSAA знает, что мой папа пенсионер, что он не работает, что он инвалид. Но никакой налоговой льготы у него нет", — разъясняет ситуацию дочь пенсионера Диана.
А ведь и по закону, и по мнению депутатов Сейма, система должна работать без фактического вмешательства самого пенсионера. Согласно новому порядку, Служба госдоходов обязана отсылать в агентство социального страхования информацию о неработающих пенсионерах-инвалидах. Но только система не заработала.
"Нужен определенный период, чтобы информация чисто технически дошла до Агентства социального страхования. Поправки были приняты очень близко к концу года. И между ведомствами должно быть соглашение об объеме предоставляемой информации, периодичности. В такой короткий промежуток времени эти вопросы не решить. В течение этого месяца агентство получит от нас необходимую информацию", — оправдывается и.о. директора налогового департамента СГД Илзе Янкова.
Таким образом все, кто в январе остался без льгот по инвалидности, а это 12 евро в месяц — должны получить их вместе с февральской пенсией, в которой также будут учтены и февральские льготы.
Глава отдела управления пенсиями VSAA Байба Фелсберга объясняет: "Нам не важно, кто сделает эту отметку в электронной системе, сам человек или Служба госдоходов. Как только мы видим, что налоговая книжка человека зарегистрирована у нас, так сразу в следующем месяце мы принимаем это во внимание при выплате пенсий. Если эта отметка появилась раньше — мы корректируем суммы выплаты в следующем месяце".
То есть сбой произошел в Службе госдоходов. Но там говорят — вся необходимая информация о человеке в распоряжении VSAA и так есть. Однако без подтверждения от СГД принимать решение о присуждении льгот им не позволяет закон. Сколько именно пенсионеров в январе вновь недополучили часть пенсии, в VSAA не считали, но по данным СГД — это все, кто до сих пор лично не сделал отметку об инвалидности в СГД. То есть несколько тысяч человек.