Действия Norvik banka, который обратился в зарубежные СМИ по поводу возможных нарушений закона со стороны президента Банка Латвии Илмара Римшевича, являются провокацией и действиями против государства. Как сообщает LETA, такое мнение высказали премьер Латвии Марис Кучинскис и министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (оба — СЗК) после заседания правительства во вторник, 20 февраля.
Кучинскис отметил, что действия главы Norvik banka обусловлены его личными интересами. Рейзниеце-Озола, в свою очередь, назвала передачу информации в зарубежные масс-медиа "активным очернением Латвии". Она также допустила, что это "часть тактики в международной судебной тяжбе с Латвийским государством".
Крупнейший акционер Norvik banka, гражданин Великобритании российского происхождения Григорий Гусельников сказал АР, что связанные с Римшевичем лица требовали у Norvik banka отмывать деньги российского происхождения.
Гусельников утверждает, что Римшевич с помощью посредников регулярно требовал взятки начиная с 2015 года, грозя в противном случае санкциями против Norvik bankа. "Таковы условия игры", — сказал Гусельников.
С Римшевичем он впервые встретился в 2015 году. Первоначально Гусельникова познакомили с Ренаром Кокинсом, который был ему представлен как человек, хорошо знающий политическую и юридическую систему Латвии.
Кокинс пригласил Гусельникова на встречу в частном доме в окрестностях Риги, куда позже пришел и Римшевич. Президент Банка Латвии сказал Гусельникову, что может ему помочь, так как Комиссия рынка финансов и капитала, которая занимается надзором за банками, является лояльным ему учреждением.
Единственное, что должен делать Гусельников, — сотрудничать с Кокинсом, изложил слова Римшевича владелец Norvik banka. Римшевич через десять минут ушел, а Кокинс написал на бумажке "100 000 в месяц". Кокинс не употребил слова "платить", но сказал, что все банки в Латвии "сотрудничают" таким образом.
После этой встречи Гусельников принял решение не платить, так как опасался, что вымогательство станет постоянным. На звонки и СМС Кокинса он не отвечал.
Примерно через год брат Гусельникова пригласил его на день рождения к другу, которым оказался Кокинс, который снова пытался склонить Гусельникова к "сотрудничеству".
Гусельников какое-то время противостоял давлению, но за каждым его отказом следовали новые претензии со стороны регулирующего органа.
Гусельников утверждает, что еще несколько раз встречался с Римшевичем и Кокинсом, и Римшевич с каждым разом становился все нетерпеливее и предупреждал, что Norvik banka в случае отказа от "сотрудничества" будет вытеснен с рынка.
В одну из встреч Кокинс предложил через Norvik bankа перечислить 100 млн долларов из России, за что Гусельников сможет взять себе миллион из этой суммы. Перечисление должен был сделать Герман Милуш, осужденный в 2007 году в Латвии за взятки политикам и сбежавший из страны.
В качестве доказательства тесных связей Римшевича с Россией AP опубликовало фотографию, сделанную в 2010 году на охоте. На снимке Римшевич сидит за столом в компании Дмитрия Пильщикова, на тот момент — главы Научно-исследовательского института информационных технологий. Эта российская государственная компания позже попала под санкции США.