"В нормальной ситуации - даже с учетом всей геополитики - если наши партнеры требуют решить проблему, то нормальным было бы пригласить на переговоры и сказать "Ребята, нужно сделать меньше! Вот вам полгода". Думаете, мы не прислушались бы? Конечно, прислушались! Зачем сразу все рушить буквально за день?", - сказал глава ожидающего ликвидации ABLV Bank Эрнест Бернис в интервью, вышедшем в апрельском номере журнала Kapitāls.
Бернис считает, что закрытие банка - вопрос политический. Глава ABLV Bank уверен, что банк со своей стороны сделал все, что требовалось для продолжения работы. В частности, удалось реализовать значительную часть портфеля ценных бумаг, так как было выдвинуто условие, что в распоряжении ABLV Bank должен был иметься один миллиард евро свободных средств.
"Мы обеспечили почти 700 миллионов евро на нашем счету в национальном банке. Еще имелись крупные суммы - в том числе и в долларах - на корреспондентских счетах в других банках. Были заключены сделки о продаже ценных бумаг на несколько сотен миллионов евро", - отметил Бернис. При этом, по его мнению, такие объемы средств на самом деле и не были нужны.
После того, как банк попал в изоляцию из-за сообщения FinCEN, ABLV Bank обратился за помощью в Банк Латвии. "Мы задали вопрос, что мы можем им предложить, чтобы разобраться с этими краткосрочными проблемами. Мы предложили залог высочайшего класса. У нас были гособлигации Латвии на сотни миллионов евро. Банк Латвии ответил, что единственной возможностью является кредит под залог ценных бумаг. Причем с совершенно нерыночными условиями", - рассказал Бернис. В итоге ABLV Bank заложил ценные бумаги правительства США с 45-процентной скидкой. "Половина присутствовавших во Франкфурте членов Европейского центробанка смеялась, что таких жестких условий нет больше нигде", - посетовал предприниматель.
Что касается заявлений обвиняемого во взяточничестве президента Банка Латвии Илмара Римшевича о том, что эти действия против него связаны с отказом оказать ABLV Bank финансовую помощь в размере 1 млрд. евро, то Бернис удивлен таким поведением. "Я был удивлен, что он свои проблемы связал с нами. О том, что у нас разные взгляды, которые очень сильно различаются не только в вопросах развития финансового рынка, но и в плане методов ведения дел вообще, многие в Латвии знали уже давно", - заявил Бернис. Он также высказал предположение, что именно Римшевич был одним из тех, кто на протяжении долгих лет умышленно дискредитировал ABLV Bank.
Бернис прервал общение с Римшевичем более трех лет назад, поскольку стиль общения президента Банка Латвии (намеки, указания, поучения) казался ему неприемлемым. "После того, как все произошло, я сообщил все, что мне известно, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией", - заявил Бернис. Сейчас он считает самой важной для себя задачей восстановить репутацию владельцев, руководства и сотрудников, а также обеспечить, чтобы клиенты полностью вернули свои средства.