Дело было возбуждено по жалобе лидера Русского союза Латвии (РСЛ) Татьяны Жданок, оспаривающей ограничения на участие в выборах в Сейм для активистов советской компартии.
КС признал данную норму одним из инструментов самозащиты демократии, при помощи которых демократическое государство защищает свои конституционные органы и органы безопасности от лиц, которые своими действиями угрожают независимости Латвии и принципам демократического правового государства. Демократическое государство вправе требовать, чтобы лица, занимающие государственные должности, были бы лояльны к государству и конституционным принципам его устройства.
Вопрос о том, по-прежнему ли оспариваемое ограничение в правах и имеет легитимную цель, КС рассматривал с точки зрения нынешней степени развития демократии. Суд пришел к выводу, что цель ограничения состоит в том, чтобы лицо, все еще угрожающее своими действиями независимости и демократическому устройству Латвии, не могло баллотироваться в Сейм. Следовательно, цель ограничения легитимна — защита демократического государственного устройства.
Суд указал, что оспариваемая норма направлена не против плюрализма идей в Латвии или политических взглядов определенного лица, а против такого лица, которое своими действиям угрожало и все еще угрожает независимости Латвии и демократии. Данная норма не запрещает лицу, против которого она направлена, активно работать в политических партиях и общественных организациях.
Жданок в заявлении СМИ отметила, что решение КС не явилось для нее неожиданностью и что она рассматривает его лишь как необходимый промежуточный этап на пути в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. "Уверена, что дело будет выиграно, и Европейский суд заставит Латвию отменить политические ограничения, основанные на событиях почти тридцатилетней давности. Тем самым будет отменено нынешнее решение Конституционного суда Латвии, которым наши конституционные юристы навеки себя опозорили", — сказала Жданок.
Как подчеркивает политик, "в Латвии всех бывших коммунистов разделили на два сорта: на тех, кто из партии сбежал до 13 января 1991 года, когда уже не было никакой личной выгоды в ней состоять, и на тех, кто остался верен идее. Первые, свалив на вторых весь груз ответственности за "преступления коммунизма", вполне спокойно продолжают крутиться в современной латвийской политике: они наличествуют во всех шести фракциях нынешнего Сейма, причем больше всего их в премьерской партии зеленых и крестьян".
"Напомню, что все мои прегрешения состоят в членстве в Центральной ревизионной комиссии КПЛ, куда меня как избранного депутата включили для солидности состава этого весьма формального органа партии", — поясняет лидер РСЛ.
В марте этого года Жданок сложила мандат депутата Европарламента, заявив, что намерена баллотироваться в Сейм. Жданок оставалась членом компартии после 13 января 1991 года, что запрещает ей баллотироваться в парламент. Такие же ограничения предусматривает и закон о выборах в самоуправления, поэтому Жданок в 1999 году решением суда утратила мандат депутата Рижской думы.
Тогда она обратилась в КС, который в 2000 году признал, что ограничения избирательного права не могут быть бессрочными и должны регулярно пересматриваться. Жданок обжаловала решение КС и запрет быть избранной в Сейм в Европейском суде по права человека (ЕСПЧ), который принял решение в пользу Жданок. Латвия обжаловала это решение в Большой палате суда, который в 2006 году принял решение в пользу государства.