Примерно 7 из 10 живущих за рубежом латвийцев хотели бы с наступлением предпенсионного или пенсионного возраста вернуться в Латвию. Таковы результаты опроса, проведенного Объединения латышей Европы. Однако политики Латвии до сих пор "не видели" эту часть жителей при разработке плана поддержки реэмиграции на 2013-2016 годы, пишет Delfi.lv. В частности, многих удерживает от возвращения начисляемый Латвией налог на заработанную за рубежом пенсию.
В ходе разговоров с живущими за рубежом латвийцами выяснилось также, что на самом деле часть пожилых эмигрантов возвращается, но "уходит в подполье" — чтобы обойти налоговые сборы, они не сообщают официально, что вернулись в Латвию и снова являются налоговыми резидентами. Таким образом они остаются "невидимыми" для государства.
Как признала порталу Delfi вице-председатель Объединения латышей Европы Элина Пинтов, в Латвии нет нацеленных на пожилых людей мер по реэмиграции. "Возможно, это отражает общее мнение в латвийской экономике и госсекторе, что человек в возрасте — скорее, ноша и дополнительная нагрузка, а не добавочная ценность для общества и экономики", — пояснила она.
Этой осенью одна из комиссий Сейма может заняться вопросом о налогах, взымаемых государством с заработанных за рубежом пенсий. О планах вернуться в СМИ говорили несколько достигших пенсионного возраста сограждан, и с одним из них Delfi также удалось побеседовать.
Если ты не задекларирован — ты никто
Как рассказал Виктор, давший девять лет назад интервью передаче "Панорама" Латвийского телевидения по поводу переезда в Ирландию, его не покидает мысль о возвращении в Латвию. "Сначала идея была такой — остаться на пять-шесть лет в Ирландии, выплатить взятый на постройку дома в Марупе кредит, и вернуться домой, — говорит Виктор, которого не покидает мысль о возвращении в Латвию. — Но человек предполагает, а Бог располагает… Вышло иначе. Теперь думаем, что останемся до пенсии". Сейчас ему 63, и через несколько месяцев он достигнет пенсионного возраста в Латвии. В Ирландии же пенсия полагается после 67 лет. Пока получается ездить туда-сюда, не задерживаясь в Латвии надолго. "Пока что не можем себе позволить", — говорит Виктор.
В Латвии Виктор был техническим директором на фирме, а в Ирландию перебрался вслед за женой и стал водителем автобуса. После того, как в 2014 году у него обнаружили рак, Виктор не работает и получает пенсию по инвалидности в размере 800 евро. С 2022 года он и жена начнут получать и пенсию по возрасту — каждому будет полагаться по 1000 евро в месяц.
В ходе поездок в Латвию Виктор пытался узнать у чиновников, на какую пенсию может рассчитывать, если вернется. Однако в Госагентстве социального страхования ему заявили, что если он не задекларирован в Латвии, то "пусть интересуется в Ирландии".
"Я прожил в Латвии 50 лет, у меня тут 30-летний рабочий стаж, я платил налоги. Но это все ничего не значит, если ты не задекларирован. Ты никто", — сетует Виктор.
"Идешь в Дирекцию безопасности дорожного движения, а там тебе говорят: "Мы не признаем иностранную инвалидность. Идешь менять ID-карту: "Нет, мы не признаем, потому что вы не задекларированы в Латвии"", — рассказал эмигрант, пояснив, что на родине никаких льгот ему как инвалиду не полагается.
"Пока еще есть время — четыре или пять лет. Пока Латвия не решит вопрос о выплате пенсий и налогах, для нас с женой возвращение будет слишком проблематичным", — сказал он. Виктор опасается, что латвийское государство обложит его пенсию подоходным налогом.
Часть зарубежной пенсии нужно отдать государству
Согласно информации от Службы госдоходов, в Латвии пенсии считаются доходом физического лица и облагаются налогом. Есть лишь необлагаемый минимум — 250 евро в месяц, то есть 3000 евро в год. "Если у меня 10 000 в год, то получается, что с 7000 нужно будет отдать эти 20%", — поясняет Виктор.
Жителям Латвии, которые признаны страной лицами с инвалидностью, полагается налоговая льгота — не облагаемые 1848 евро в год (154 евро в месяц) для I и II групп инвалидности и 1440 евро в год (120 в месяц) для III группы. Относится ли все это и на полученную в Ирландии инвалидность? За ответом Delfi обратился в Госкомиссию врачей по экспертизе здоровья и трудоспособности, Госагентство социального страхования, Министерство благосостояния и Службу госдоходов.
Переписка с этими учреждениями была долгой. В одном из ведомств даже заявили, что с такой ситуацией, как у Виктора, сталкиваются впервые. Еще в одном — что "случай специфический и его следует тщательно оценить".
Виктор получил бы отказ: его случая в законе нет
В конце концов ответ сформулировала СГД: льготу на инвалидную пенсию можно получить, основываясь на решении Госкомиссии врачей по экспертизе здоровья и трудоспособности, если та признает, что полученная за рубежом группа инвалидности действительно соответствует состоянию здоровья человека.
В Министерстве благосостояния пояснили, что право на получение статуса инвалида в Латвии имеют все граждане Латвии, но, раз Виктор живет в Ирландии, то ему нужно обращаться в соответствующиме органы той страны. Они направят в Латвию особую бумагу, которую получит Госагентство социального страхования и перенаправит Госкомиссии врачей по экспертизе здоровья и трудоспособности.
Но при этом в министерстве сослались на закон "О госпенсии", который гласит, что пенсию по инвалидности могут получить лишь те лица, которые не достигли пенсионного возраста и их стаж соцстрахования в Латвии не меньше трех лет. Если же достигший латвийского пенсионного возраста человек начнет хлопотать насчет переоформления в Латвии своего ирландского статуса инвалида, то в законе такой вариант не прописан. Поэтому лицо получит отказ, пояснили в Министерстве.
СГД же указывает, что если задекларированное в Латвии лицо получает зарубежную пенсию — в том числе и по инвалидности — которую не выплачивают через Госагентство социального страхования, то это лицо должно подавать годовую декларацию и платить налог. Речь идет о 20% с доходов до 20 004 евро, 23% — с доходов от 20 004 до 55 000 евро и 31,4% — с доходов от 55 000 евро и выше.
Почти 90% не вернутся, если Латвия будет брать налог
Согласно результатам проведенного Объединением латышей Европы опроса, 88,9% респондентов заявили, что не вернутся в Латвию, если государство будет требовать платить налог и на заработанную в другой стране минимальную пенсию, которую за рубежом налогом не облагают вовсе.
Поэтому объединение призвало Сейм ввести модель, перенятую в свое время Латвией по отношению к пенсионерам США и Канады: если в выплачивающей пенсию стране эта пенсия считается минимальной и не облагается, то в Латвии дополнительный налог также не применяется. К тому же, как отметили в организации, российскую и украинскую пенсию Латвия не облагает налогом и сейчас.