Депутат Сейма Артус Кайминьш (KPV LV) годами записывал свои же телефонные разговоры, и теперь при неясных обстоятельствах произошла утечка этих записей. Как следует из попавших в распоряжение передачи De facto Латвийского телевидения фрагментов, в свое время адвокат Алдис Гобземс, который сейчас является кандидатом от KPV LV в премьер-министры, еще в бытность Кайминьша телеведущим присылал списки вопросов к приглашенным на передачу Suņu būda гостям, а впоследствии и формировал его политическую карьеру.
Как отмечает De facto, несмотря на то, что сейчас Кайминьш и Гобземс публично критикуют находящиеся на данный момент у власти партии, четыре года назад Гобземс в разговорах советовал новоиспеченному депутату Сейма (Кайминьш был избран от списка Латвийского объединения регионов, — прим. ред.) сотрудничать с коалиционными политическими силами. Передача публикует часть записей (здесь и далее — перевод Lsm.lv):
Кайминьш (К): "С кем же мне тогда договариваться? Они ("регионалы") хотят договариваться с националами.
Гобземс (Г): "Все равно. Пусть они и с националами тоже условятся".
К: "А мне тогда что делать? Мне в таком случае надо откланяться".
Г: "С чего это тебе нужно откланиваться?"
К: "Но если они начнут дружить с националами?"
Г: "Но ведь нет других вариантов. Единственный реальный вариант — дружить с националами и "Единством". И еще "зеленые крестьяне"".
К: "Но как я с Лембергсом могу дружить?"
Г: "В коалицию-то надо войти. Тогда смысла нет, тебе нужно попасть во власть".
К: "Мне не нравится, я им всем мог бы только по морде надавать".
Г: "Нет же других вариантов".
К: "Как-то вся установка пропадает, б…"
Г: "Не пропадает никакая установка. Говорю тебе: ты просто профукаешь все хорошее, что проделано. (…) Тебе надо учиться срабатываться, и с мошенниками тоже".
К: "Единственный мошенник, с которым я сработался — ты".
Сам Кайминьш в разговоре с De facto оспорил подлинность записей. "Не знаю, откуда у вас такая информация, будто Гобземс мне советовал работать с теми или иными партиями. Это не соответствует действительности". Сам Гобземс также ответил, что не приглашал Кайминьша ни в какую коалицию. "У меня тогда не было мысли о политике как о механизме перенятия власти"", — пояснил адвокат.
Как отмечает De facto, утечка разговоров помогла узнать, что Гобземс в свое время "поставлял" Кайминьшу различные закулисные факты, помогая ему выстраивать дискуссию с гостями передачи Suņu būda, ведущим которой тот являлся.
Например, в преддверии дискуссии с политиком Айнаром Шлесерсом Гобземс сообщил своему компаньону не известный общественности факт о том, что лидер "Согласия" Янис Урбанович предлагал Гобземсу стартовать на выборах в Рижскую думу в 2013 году, предложив для этого партию Шлесерса "Едины для Латвии". Факт этого разговора Кайминьш также отрицает.
Передача приводит и фрагмент разговора, в котором оба собеседника критиковали латвийский электорат.
Г: "Мне тоже казалось, что людям страшно нужны перемены. Нет. Это все иллюзия, не надо им ничего. Им единственное нужно — в субботу напиться, и чтобы у них котлета была. Больше им ничего не нужно".
К: "Это правда. Котлета и алко".
Г: "И твоему электорату тоже".
К: "Там еще доза смеха положена, Кайминьш насмешит".
По поводу Кайминьша, пишет Lsm.lv со ссылкой на De facto, также возникли подозрения, что его предприятие Suņa būda долго получало плату от предприятий, контролируемых Рудольфом Мерони, известным оппонентом Айвара Лембергса.
Сам Кайминьш продолжает утверждать, что ему "абсолютно никаких средств не перечисляли". Но запись разговора по телефону с Эдгаром Цининьшем — тогда сотрудником предприятий Мерони — показывает, что в 2014 году, Кайминьшу могло быть перечислено 10 тысяч евро, когда он готовил передачу с Лембергсом. В одном из разговоров он просит Цининьша перечислить не "десять", как ранее между ними было условлено, а "десять девятьсот", потому что ему "еще нужно налог уплатить".
Отметим, что Адвокат Гобземс в своем профиле на Facebook написал, что в ближайшие дни подготовит заявляния в суд и прокуратуру, чтобы взыскать с Латвийского телевидения и авторов передачи De facto компенсации за целый ряд нарушений.
В частности, Гобземс утверждает, что De facto сообщило неправду, заявив, что Кайминьш сам вел запись своих телефонных разговоров, а также отказалось опубликовать все "слитые" разговоры целиком, обнародовав лишь выгодную некоторым лицам информацию. К тому же опубликован разговор двух частных лиц, одно из которых на тот момент еще не было депутатом, а второе — лишь адвокатом.