После вступления Вайры Вике-Фрейберги в должность президента Латвии в 1999 году одной из первых ее речей стало заявление о ее видении будущего страны — "чтобы была безопасность и чтобы царили мир и согласие между различными ее жителями". В ходе прошедшего в эту среду интервью на Delfi TV Янис Домбурс спросил Вике-Фрейбергу, насколько далеко, по ее мнению, за прошедшие с момента той речи годы Латвия "продвинулась направлению к миру и согласию между различными жителями".
"Я сказала бы, что весьма далеко", — ответила экс-президент.
"Но тогда это противоречит вопросу о тех уехавших из Латвии, которые не чувствуют свою принадлежность", — возразил Домбурс.
"Но… у нас с ними нет конфликта", — парировала Вике-Фрейберга и перешла от общей темы мира и согласия к вопросу русскоязычного населения.
Вике-Фрейберга: "Понимаете, в свое время был период, когда нас упрекали, что мы ужасно ущемляем наши русские меньшинства и что их тут практически душат на каждом углу. И в других странах — с давними демократическими традициями как раз происходит насилие между разными такими группами населения… И, действительно, как говорится, прибивают к дереву… У нас такое не проявляется как существенная проблема. Нет у нас такого.
И, во-вторых, мы в НАТО, и для нас обеспечена внешняя безопасность. У нас нет такого, что один в другого кидался бы камнями или на каждом углу дрались бы. Нет — такого нет".
Домбурс: "Но, согласно различным оценкам — и с этнической точки зрения, и по вопросу секс-меньшинств, и еще чему-либо — постоянно идет речь о том, что до так называемого включающего, или интегрирующего общества нам еще весьма далеко".
Вике-Фрейберга: "Конечно, ведь все относительно. Если сравнить с Турцией, например, то у нас все блестяще. Все относительно".
Домбурс: "А если сравнить с Северной Европой, на которую мы равняемся…".
Вике-Фрейберга: "Ну там начинают, знаете ли, появляться открыто неофашистские организации… Которые не так, как наши бедные легионеры, которые [16 марта] сходят в церковь и к памятнику Свободы. Там маршируют по улицам с разными, скажем так, одиозными символами".
"Сравнивая с другими странами, с которыми мне приходилось иметь дело, мы можем быть действительно благодарны нашей судьбе, что у нас… У нас могло быть намного хуже, и как минимум это не наша главная проблема", — подвела итог размышлениям о степени интеграции латвийского общества Вике-Фрейберга.