Артис Пабрикс из "Для развития/За!", который раньше был министром иностранных дел и министром обороны, посоветовал коллегам ограничиться сообщением от комиссии Сейма. По его словам, Комиссия по иностранным делам — достаточно значимая институция, чтобы международное сообщество восприняло ее сообщение всерьез.
В то же время, как считает Пабрикс, сообщение, принятое на высшем уровне — на уровне Сейма — может создать для Латвии нежелательные последствия в международных отношениях. Какие именно, Пабрикс не объяснил.
Действующие правила обязывают Сейм на неделю отложить утверждение сообщения, если кто-то из депутатов будет против. По словам главы Комиссии по иностранным делам Ояра Эрика Калниньша, это бы создало нежелательный сигнал о том, что Сейм не единодушен в осуждении агрессии России.
То, что не все депутаты единодушны, показывает даже голосование комиссии: представитель "Согласия" Николай Кабанов воздержался от голосования. Кабанов обосновал свою позицию тем, что выгодополучатель конфликта — нынешний президент Украины Петр Порошенко, который пытается поднять перед выборами свой низкий рейтинг. Латвии, по словам депутата, не стоит вмешиваться в конфликт двух стран, а особенно тогда, когда он используется для достижения чьих-то внутриполитических целей.
Глава комиссии Рихард Колс рассказал газете Neatkarīgā rīta avīze, что он еще рассматривает возможность все-таки передать сообщение в Сейм от фракции Национального объединения и что он не совсем понял Пабрикса. Но это, объяснил депутат, должно быть решение всей фракции, а не его личное.
В воскресенье российские пограничные катера задержали три военных корабля Украины, проходящих через Керченский пролив. Украинская сторона считает, что действия РФ нарушают Конвенцию ООН по морскому праву и договор между двумя странами о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Нарушено право свободы судоходства, гарантированное международными соглашениями.
В России же утверждают, что корабли ВМС Украины "Бердянск", "Никополь" и "Яны Капу" в нарушение статей 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву пересекли госграницу России. Суда вошли во временно закрытую российскую акваторию и несколько часов совершали опасные маневры, не реагируя на требования сопровождавших их российских катеров и кораблей.