Сейм уже четвертый год тянет с введением личной ответственности чиновников — надежда на новых депутатов. Рижская дума много лет игнорировала Госконтроль и доигнорировалась. Минздрав много лет реабилитировал людей на бумаге — дореабилитировался. На очереди — расходы по празднованию столетия. Об этом рассказала главная Госконтролер Элита Круминя, которая пришла на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.
В год Госконтроль (ГК) получает по 500-600 писем от граждан с сигналами. На все реагировать нет мощностей, но когда проблема видна — проводятся расследования. Так что все приглашаются к сотрудничеству.
Каждую неделю представители ГК приходят в Сейм и читают доклад в комиссии по публичным расходам — про недостатки и растраты разных учреждений. После этого одни провинившиеся тут же берутся за исправление ошибок, другие лишь машут рукой: не пришли с полицией — ну и слава богу. К примеру, знакомый многим рижанам Rīgas namu pārvaldnieks, по словам Элиты Крумини, зашевелился лишь после того, как специальный отдел ГК, в котором работают бывшие прокуроры, собрал явные доказательства проблем.
Сегодня в ГК трудятся чуть более ста аудиторов, а количество проверяемых государственных и муниципальных учреждений исчисляется сотнями. По словам Элиты Крумини, зарплаты в ГК далеки от идеала: помощник аудитора получает 900 евро (брутто), старший аудитор второй степени — 2000 евро (брутто). Укомплектовать штат не получается, притом что претендентов — хоть отбавляй, но уровень не тот.
С 2014 года, когда ГК создал спецотдел, расследующий явные злоупотребления, в прокуратуру удалось передать 54 ревизионных доклада, по 36 из которых уже начато уголовное преследование. Это очень приличный показатель. В среднем по всем экономическим преступлениям в стране до суда доходят лишь 10%. Новая цель ГК — чтобы виновные чиновники возмещали ущерб государству из своего кармана. Но тут они столкнулись с непробиваемой стеной.
Про личную финансовую ответственность чиновников за ошибки. Изменения в законе мы предложили еще в 2015 году, но все застряло в Сейме: наше предложение, чтобы ответственное за незаконные действия и растраты лицо платило из своего кармана, не нравится многим. Надеюсь, что влияние самоуправлений в новом Сейме поменьше — в прошлом они были главными противниками. Отвечали так: нас избиратель оценивает. Если нас перевыбрали — значит, все в порядке. В новом Сейме мы еще раз поднимем вопрос…
Про скандалы в предприятиях Рижской думы. Мы делали ревизию в "Ригас сатиксме" в 2014 году, выявили массу недочетов и в работе других предприятий самоуправления — позиция Думы была такова: ничего страшного, вот когда к нам придут прокуратура с полицией, тогда и будем что-то делать. Дождались — пришли. Та же ситуация — с Рижским свободным портом. Мы после трех проверок указывали на проблемы — нам говорили, что это наши домыслы. Сейчас есть решение суда, чтобы потребовать у Логинова с Печаком вернуть 800 000, они его оспорили, но зачем надо было доводить?
Про экономические преступления в Латвии. Они у нас расследуются очень-очень плохо. Уже такая солидная международная организация, как Moneyval, указывает на то, что у нас много констатируется, но к ответственности привлекается ничтожно мало. Это непросто, но если не будет сигнала, что в Латвии все компетентно расследуют и виновных наказывают — ничего не изменится. Мы провели ревизию работы полиции — там много проблем: и квалификация, и организация, и работа прокуратуры…
Про подозрения на "зарплату в конвертах" нового министра благосостояния. Не должно быть таких слухов. СГД должна проверять такие сигналы и давать компетентный вывод. Если нарушения есть, то должны быть и все последствия.
Про "неразумные" школьные автобусы. Там все очень слабо с безопасностью — нет ремней и взрослых сопровождающих. Также мы видим, что самоуправления нечестно трактуют систему "деньги следуют за учеником". Чтобы не упустить деньги, ребенка готовы везти час и дольше, лишь бы в школу своего самоуправления (был случай, что школьник утром и вечером проводил в пути почти два часа), даже если совсем рядом есть школа другого самоуправления, причем не хуже.
Про бездумные траты на медицинскую реабилитацию. Выделенные на эти цели деньги все растут, а уменьшения числа инвалидов и людей с хроническими болезнями не видно. Например, Минздрав пишет конкретно, что главная ориентация — на реабилитацию пациентов после онкологии и кардиологии — но на результатах это никак не отражается. Непонятно, почему человек после инсульта, когда реабилитацию надо пройти в первый же месяц, вынужден ждать в очереди, чтобы потом реабилитация его стоила дороже, а результаты были хуже…
Про расходы на празднование столетия. Обществу не показано четко и ясно, какие деньги и на что истратили. Мы спрашивали, нам сказали: на сайте Кабмина все можно найти. Но почему люди должны искать что-то в протоколах, если можно прямо на сайте празднования все четко и ясно расписать? Мы будем еще все считать и проверять. Что задумывалось и как тратилось.
Про бюрократические трудности строительства. Мы обнаружили, что, по сравнению с другими странами Балтии, у нас гораздо более долгий процесс согласования строительства частных домов со всеми институциями. Зачастую институции, которые принимают решения и сами могут получить информации с разных сайтов, требуют у людей нести справки. Это уже болезнь наших чиновников. Так быть не должно.
Про страховую медицину. Сегодняшняя ситуация — недопустима: система должна начать работу, а мы только поняли, что не работает информационная система и не ясно, сколько людей выпадают из системы, сколько требуется денег на администрирование… Нельзя делать что-то по принципу "мне так кажется". Не удивительно, что сейчас люди требуют возврата денег, которые они уплатили за новую систему, которая не работает.
Про оплату труда педагогов. Мы проверили несколько самоуправлений — старая проблема, педагоги до последнего не знают, сколько получат. Определенно, умение считать и принимать решения, основанные на точных данных, это наша большая проблема.