В конце прошлого года на сайте Латвийского Национального архива были опубликованы "мешки ЧК" — документы Комитета государственной безопасности Латвийской ССР. Портал DELFI в сотрудничестве с журналистом Марисом Зандерсом продолжает цикл интервью с различными исследователями о содержимом "мешков".
Один из самых страшных способов борьбы тоталитарного государства с нежелательными лицами — объявление человека "психом". Доктор истории Улдис Креслиньш исследовал роль психиатрии в репрессивной системе СССР, а также отношения ЧК с Латвийским университетом и комсомолом.
В качестве первой темы из изученных вами мы могли бы выбрать отношения психиатрии и КГБ. На мой взгляд, тема чрезвычайно тяжелая. Кажется, для начала надо объяснить, о чем речь. Молодому поколению это может быть чуждо. В свое время я интересовался правами человека и движениями неформалов в СССР. Наткнулся на то, что власть иногда выступала против этих людей, направляя их на принудительное психиатрическое лечение. С формулировкой — я, конечно, упрощаю, — что претензии к советской власти могут быть только у душевно больного. Как эта практика проявлялась в Латвии? В публичном пространстве немного известен лишь случай Гедерта Мелнгайлиса.