Карточки с именами этих людей уже были опубликованы ранее, однако их оперативные псевдонимы и номера личных дел фигурируют в базе данных "Дельта". Как события той эпохи повлияли на их жизнь? Что произошло с теми, чьи имена тем или иным образом содержатся в сообщениях базы данных "Дельта"? Какими должны быть последствия того, что случилось несколько десятилетий назад? Мы предложим ответить на эти вопросы письменно или устно - в эфире программы "DELFI TV с Янисом Домбурсом".
Как известно, в декабре 2018 года у всех желающих появилась возможность ознакомиться с частью картотеки КГБ (в народе - "мешки ЧК") и другими документами на сайте https://kgb.arhivi.lv. Однако открытие архивов КГБ привело к новым вопросам: в частности, как обществу к этому относиться, если нет никаких фактов, которые позволили бы судить о тяжести последствий сотрудничества с "органами". Некоторые известные в обществе люди уже поспешили объявить о том, что их сотрудничество носило формальный - то есть невинный - характер.
Журналисты DELFI в начале 2019 года изучили другую часть "наследства" КГБ: отреставрированную базу данных автоматизированной контрразведывательной системы "Дельта". В отличие от картотеки, она не была опубликована в интернете, но доступна для изучения. В этой базе данных содержится 9141 документ: расшифровки сообщений агентов (7765 сообщений и 1376 сигналов) и подготовленные сотрудниками КГБ справки и другая информация об отдельных персонах и событиях.
DELFI проверил, упоминаются ли в базе данных оперативные псевдонимы или номера личных дел тех людей, которые сейчас или ранее широко известны латвийской общественности и связаны с важными для общества темами или отраслями. В большинстве случаев в базе данных нет никакой информации о людях, карточки которых содержатся в "мешках ЧК". Однако сообщения от нескольких десятков агентов там все же есть. В некоторых случаях с одним агентом связано около десяти сообщений.
Следует отметить, что сам факт обнаружения сообщений от конкретных агентов в базе данных "Дельта" не означает, что эти сообщения полностью характеризуют их деятельность. В базе данных отражена лишь небольшая часть от всех сообщений, полученных во время работы КГБ. "Если допустить, что в КГБ было около трех тысяч активных агентов, то это было бы 36 000 сообщений за год", - заявил ранее в эфире "DELFI TV с Янисом Домбурсом" бывший руководитель Центра документирования последствий тоталитаризма Индулис Залите.
База данных создает дополнительный контекст для более широкой оценки сотрудничества конкретных лиц с КГБ при конкретных условиях. В текстах сообщений, доступных для исследования, личные данные закрашены, и это ограничивает возможности для полной оценки содержания сообщения и оценки его последствий. DELFI, однако, в рамках возможностей попытался идентифицировать упомянутых в документах людей и получить их комментарий по поводу конкретных событий.
Серия публикаций продолжает проект "Мешки ЧК", в рамках которого журналист Марис Зандерс беседовал с историками и другими исследователями о том, как КГБ влиял на разные сферы жизни латвийского общества в советскую эпоху.