Обмудсмен Юрис Янсонс ответил родителям частных школ на исковое заявление против перевода всех образовательных учреждений Латвии только на латышский язык обучения. В своем заключении правозащитник впервые указал на то, что реформа образования, касающаяся преподавания на госязыке в частных школах, нарушает принцип правовой определенности. Об этом в интервью радио Baltkom рассказал один из подателей иска, отец учеников частной школы Latreia Тенгиз Джибути.
"Мы обратились к омбудсмену, но сначала все ответы были общими. Он раскидывал все наши аргументы в защиту прав представителей нацменьшинств. А в последнем своем заключении он очень осторожно и робко указал, что в отношении частных школ нарушается принцип правовой определенности. Этот принцип является первым и базовым в конституции, куда входит верховенство права. А если оно не соблюдается, то это сразу нарушение Статьи 1 конституции. А это причина уже подать иск и обоснованно обратиться в Европейский суд по правам человека. Теперь дискуссия открылась по-новому", — сказал Джибути.
Он добавил, что омбудсмен свое заключение отправил в Конституционный суд.
"Есть надежда, что Конституционный суд в этот аргумент вникнет и примет справедливое решение", — заключил Джибути.
Бюро омбудсмена опубликовало заключение по делу о соответствии Сатверсме нормы о том, что "в частных образовательных учреждениях на уровне основного и среднего образования общее образование и профессиональное образование получают на государственном языке".
"Сейм указывает, что на протяжении 20 лет реформа образования, направленная на увеличение использования госязыка, выполнялась постепенно и аккуратно. Это признано серьезным аспектом в рассмотрении дела. Четкое намерение государства было закреплено и нормативно — в девятом пункте переходных положений Закона об образовании.
Однако переходные положения о постепенном переводе образования на госязык строго относятся к государственным и муниципальным образовательным учреждениям. В свою очередь намерение государства в отношении частных учебных заведений не было ясно продемонстрировано. Такое несоответствие нормативным требованиям вызывает у омбудсмена обоснованные опасения относительно соблюдения принципа правового доверия", — говорится в заключении Янсонса.