Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) в Лондоне допросило крупнейшего акционера банка PNB banka (ранее - Norvik banka) и российского финансиста Григория Гусельникова по делу президента Банка Латвии Илмара Римшевича, подозреваемого во взяточничестве. Об этом пишет информационное агентство LETA.
Дело Римшевича сейчас находится в Генеральной прокуратуре. Агентству LETA известно, что KNAB допрашивал Гусельникова еще по какому-то уголовному делу, находящемуся в производстве.
Сам Гусельников написал в Twitter, что KNAB в Лондоне интервьюировал его в связи с коррупцией в Латвии.
В свою очередь, в Генеральной прокуратуре, ссылаясь на интересы досудебного расследования, агентству LETA не предоставили комментарии о проведенных следственных действиях.
Ранее уже сообщалось, что в 2018 году в Лондоне Гусельникова допрашивала и Государственная полиция (VP). Этот допрос был проведен в рамках уголовного процесса о возможном вымогательстве взятки Римшевичем от предпринимателя, сообщил адвокат Гусельникова Александр Березин.
В настоящее время Римшевич вместе с предпринимателем Марисом Мартинсоном находятся в статусе обвиняемого в уголовном процессе, который находится в Генеральной прокуратуре и который ранее расследовал KNAB. В 2018 году Генеральная прокуратура предъявила обвинение Римшевичу в получении взятки, а Мартинсону - в предоставлении поддержки во взяточничестве. В конце мая 2019 года обоим были предъявлены обвинения в связи с легализацией денежных средств, полученных преступным путем.
Надзирающий за делом прокурор Виорика Йиргена рассказала, что KNAB начал это дело по заявлению двух акционеров банка Trasta komercbanka (TKB). Оба акционера в деле фигурируют как взяткодатели, но они освобождены от уголовной ответственности, так как добровольно обратились в правоохранительные учреждения с информацией об этом событии.
Йиргена рассказала, что один из акционеров TKB обратился к Римшевичу еще в 2010 году с просьбой помочь в связи с Комиссией рынка финансов и капитала (FKTK), предлагая Римшевичу оплаченную турпоездку в Россию на Камчатку. В свою очередь, в 2012 году этот акционер вместе с другим повторно обратился к Римшевичу с просьбой помочь с другими вопросами в связи с FKTK. В качестве оплаты Римшевич потребовал 500 000 евро, которые будут уплачены двумя платежами - один до, а другой - после решения FKTK.
Прокурор подчеркнула, что после заключения соглашения в 2010 году Римшевич многократно предоставлял консультации акционеру TKB, таким образом, пытаясь повлиять на решения FKTK. Подобные консультации были предоставлены также по соглашению 2012 года, однако, несмотря на то, что Римшевич сумел повлиять на FKTK, которая приняла благоприятные для банка TKB, одновременно с ними приняты также решения, которые были неблагоприятными. Как один из видов помощи, предоставленный Римшевичем, прокурор упомянула помощь в подготовке ответов на вопросы, заданные FKTK в связи с ликвидностью и обслуживанием нерезидентов в TKB.
Йиргена также пояснила, что Римшевичу не удалось полностью выполнить требуемое, поэтому ему была уплачена только первая часть или 250 000 евро. Из объяснения прокурора вытекает, что у Мартинсона в этом преступном деянии была роль посредника - он получил 10% от общей суммы взятки. Прокурор добавил, что взятка была передана наличными.