Мэр Риги Дайнис Турлайс ("Честь служить Риге") раскритиковал решение Сейма начать рассмотрение общественной инициативы о сносе памятника Освободителям в Пардаугаве. "Этот памятник является субъектом межгосударственного договора, который заключен между Латвией и Россией. И отвечает за международные договоры Министерство иностранных дел. Политическая ответственность за принятые решения полностью возлагается на того, кто за это отвечает в прямом смысле", — приводит его слова Lsm.lv.
"Когда я слышу слова о сносе памятника, о сжигании книг и так далее, то [вижу] такие очень мрачные картины из истории, которую я еще в школе учил. И думал, что в наше время — еще в прошлом веке — такие люди исчезли с земли, таких дикарей просто не существует. Но, оказывается, философский факт, что история повторяется, мы теперь можем увидеть в реальности", — пояснил Турлайс.
Инициатива о сносе памятника Освободителям в Пардаугаве появилась на портале Mana Balss в 2017 году. Ее автор Угис Полис напоминает, что "памятник был открыт в 1985 году, в период советской оккупации Латвии". Полис обеспокоен тем, что один из символов, напоминающих народу о страданиях в годы советской оккупации, до сих пор находится в Риге.
Ранее Сейм отклонил поданную лидером Русского союза Латвии (РСЛ) Татьяны Жданок инициативу жителей Латвии о защите памятника воинам-освободителям Риги. Эта инициатива на портале Mana Balss набрала нужные 10 000 подписей за три дня, а всего собрала более 17 000 голосов.
Стоит отметить, что не все депутаты правящих партий единодушны по вопросу монумента. Депутат Артусс Кайминьш (KPV LV) считает, что решение взорвать памятник было бы неправильным, так как привело бы к расколу общества и угрозе для безопасности. "Это суперчувствительный вопрос, поэтому надо действовать очень мудро", — подчеркнул он. Кайминьш предлагает переименовать памятник, что позволяет также договор с Россией, и назвать это место мемориалом памяти о советской оккупации.
Депутат Андрис Скриде ("Для развития/За!") тоже считает, что демонтировать памятник не стоит. Он предлагает не только изменить его название, но и устроить в его подземных помещениях интерактивный музей оккупации.