Опрос показал, что главные проблемы конкуренции в Латвии — картели тайных сговоров и то, что публичные лица, особенно из муниципалитетов, зачастую дискриминируют частных игроков рынка, создавая свои муниципальные компании с особыми привилегиями. Это отпугивает и инвесторов. По сведениям Скайдрите Абрамы, проблемы с публичными закупками — "болезнь" скорее Восточной Европы, в том числе Латвии.
Всего на тайных сговорах за пять лет попалось 30 компаний, которые были оштрафованы на 13 млн евро. 10 млн уже заплачены, по поводу остальных идет борьба в судах. Но в 95% случаев суд соглашается, что сговор был. Особенно часто наказывают картели, "выигрывающие" тендеры в сфере строительства. Весной было подано в суд за выявленный картельный сговор в "Ригас сатиксме" по закупке нановоды — компании грозит штраф в 10% от нетто-оборота.
В данный момент Совет по конкуренции пишет очередные поправки к Закону о конкуренции, чтобы за свои действия или бездействия поплатились и лично руководители компаний, участников картельных сговоров — какое-то время они не смогут занимать руководящие посты нигде. "А то получается, что многие фирмы, участники сговоров, вместо того чтобы платить штраф, исчезают, оставляя пустую "скорлупу", где штраф брать не с чего и не с кого, а потом создают новую компанию с теми же людьми и активами, и продолжают участвовать в рынке. Они должны лишиться возможности участия в конкурентной борьбе и заплатить".
Отдельно Скайдрите Абрама остановилась на ценах на медикаменты, обещав в течение года разобраться, куда уходят скидки по государственным закупкам компенсируемых лекарств и откуда берутся такие большие цены на аптечный товар. "Министерство здравоохранения определило эту тему одним из приоритетов — мы им поможем".
На вопрос, довольна ли она результатами конкурентной борьбы на открывшихся рынка электричества и газа, где обещали снижение цен, Скайдрите Абрама ответила уклончиво: "Конечно, Latvijas Gāze имеет пока доминирующую позицию… Но на рынке электричества конкуренция появляется. Это медленный процесс. Беда в том, что наши потребители не активны и сами очень лояльны проверенным бывшим монополистам с высокими ценами. Мол, да, у него более высокие цены, но он наш. И не хотят переходить к другому игроку. Большинство так и осталось в бывшем Latvenergo. У наших людей большое терпение к высоким ценам. Если мы, как потребители, будем больше использовать свое право менять поставщиков, это будет создавать давление на игроков и снижение цен. Но мы не хотим ничего менять".