"Усидеть на двух стульях невозможно — надо выбирать!" — заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич. И сформулировал новую идеологию Латвии в отношении России, с помощью которой можно стать более привлекательными как для Запада, так и для Востока. На эту тему министр порассуждал, отвечая на вопросы журналистов Валентины Артеменко и Кристины Худенко в передаче "Действующие лица" LR-4. И объяснил, почему отношения с Беларусью продвинулись дальше.
В недавнем интервью американской газете The Guardian Ринкевич заявил, что Латвия больше не хочет быть мостом между Востоком и Западом. "Я эту мысль уже оглашал по время внешнеполитических дебатов 2018 года, но тогда меня не услышали, — уточнил Ринкевич в ответ на вопрос Delfi. — А вот в интервью The Guardian — услышали. И ту же мысль, произнесенную президентом 8 июля на инаугурации — тоже услышали. Это хорошо".
На вопрос, какую роль тогда будет играть Латвия, которая географически все же находится между Западом и Россией, министр ответил: "Мы себя видим, как часть Европы (а не моста), где и законность, и экономические принципы соответствуют всем стандартам западной демократии. Да, у нас были попытки в 90-х и совсем недавно говорить о мосте в сфере финансов и транзита, но мы понимаем, что усидеть на двух стульях невозможно — надо выбирать. Мы будем более привлекательны для всех, когда четко скажем и будем работать, как часть Западной Европы и западного мира, а не будем химичить какие-то новые тезисы, которые на практике не работают. Как часть Запада, мы более интересны для наших партнеров в Беларуси, России, Украине и Азии".
Что же будет с так и недостроенным "мостом" Запад-Восток через Латвию? "Я бы сказал, что он сам по себе рухнул, — считает Ринкевич. — И по геополитическим причинам, и по некоторым внутриполитическим. Не думаю, что мы что-то тут разбираем или не разбираем, взрываем или не взрываем. Просто мы более точно определили идеологическую составляющую нашей внешней политики".
Министр также выразил мнение, что в ситуации протестов, связанных с недопуском оппозиционных депутатов к выборам Мосгордумы, Россия нарушает взятые на себя международные обязательства члена Совета Европы и ОБСЕ по свободе слова и демократическим установкам. По мнению Ринкевича, "профильные организации оценку действиям Кремля должны еще дать… Эта страна очень часто упрекает нас во всех грехах, но одновременно абсолютно не соблюдает нормы международного права, которые она на себя взяла… Это абсолютно противоестественно для страны, которая хочет быть членом этих организаций".
При этом Ринкевич отметил позитивную тенденцию развития экономических отношений с Россией: "Товарооборот растет. По нашим данным, на 8% в 2018 году, да и сейчас тенденция положительна. Есть много вопросов, связанных с санкциями и контрсанкциями, но статистика полностью разрушает картину, нарисованную 4-5 лет назад о том, что торговля рушится, и мы все уходим на дно".
Министр отметил, что число туристов из России растет, особенно последних два года. Решаются и вопросы в сфере транзита — министр транспорта недавно встречался с министром транспорта России, вместе они обсуждали вопросы повестки дня межправительственной комиссии, которая может пройти в следующем году. "Так что есть политические разногласия, есть экономическое сотрудничество… Картина наших отношений с Российской федерацией не черно-белая — она очень красочная", — подытожил Ринкевич.
Министр объяснил также очевидную картину потепления отношений с Беларусью, которая должна достигнуть высшей стадии после визита Лукашенко в Ригу. По словам Ринкевича, скорей всего, это случится уже в следующем году. А недавно сам министр ездил в Минск: "Это не первая моя встреча с президентом Беларуси. Первая была в феврале 2015 года, когда я посещал Минск в качестве министра иностранных дел государства, председателя Евросоюза. Мы обсуждали много вопросов экономического порядка, Минские соглашения (это было через неделю после "минской встречи"), отношения ЕС и Беларуси — я говорил, что надо отпустить политзаключенных Беларуси. Через полгода после встречи это случилось. В этот раз уже обсуждались вопросы другого порядка — о свободах и моратории на смертную казнь".
Тем не менее Ринкевич отказался назвать отношения с Беларусью "особым потеплением": "Это процесс, который идет много лет и в котором есть позитивные изменения. У нас есть один стандарт отношений со странами Восточного партнерства в сотрудничестве с Азербайджаном, такой же должен работать с Беларусью и другими странами. Тут кропотливая работа велась много лет".