Okupācijas muzejs
Fоtо: LETA

В прошлом году убытки Музея оккупации Латвии составили 250 тысяч евро, рассказал бывший директор музея Гунарс Нагелс в интервью Latvijas Avīze. Через десять лет ему может грозить банкротство.

Нагелс отметил, что музей больше не такой, каким он был 25 лет назад, когда кучка энтузиастов сбросилась на его создание. Сейчас это среднего размера предприятия с 60 сотрудниками и годовым оборотом в миллион евро. Притом музей зависит от поддержки государства и пожертвований.

"Приятно отдаваться "полету мысли", но я видел, что предприятия, которые пытаются расшириться без рационального основания просто банкротятся", — сказал Нагелс, отметив, что никого не интересует, что через 10 лет музею может грозить банкротство. Многие вещи делают из предположения, что деньги появятся.

Музей получает довольно большие суммы через завещания, например, недавно пришли несколько крупных сумм из Австралии. Однако рядовых пожертвований мало.

"Мы не можем основывать будущее музея на том, что люди будут продолжать умирать и завещать нам крупные суммы!", — возмущается Нагелс. Убытки 2018 года — четверть миллиона евро, — музей покрыл из завещанных ему денег, хотя их следовало бы отложить на "черный день", рассказал бывший директор.

Он считает, что убытки музея будут расти и их придется и дальше покрывать из накоплений. Следующий скачок затрат запланирован на момент переезда в новое здание, хотя есть шанс, что новые помещения привлекут большее количество пожертвований.

Нагелс рассказал, что планировал привлечение пожертвований делегировать конкретному человеку, а также ввести плату за вход, около 5 евро. Он это аргументировал тем, что большинство посетителей музея — иностранцы. Однако Общество Музея оккупации Латвии считает, что музей должен оставаться бесплатным.

Председатель правления Общества Музея оккупации Латвии Валтерс Ноллендорфс указал, что аргументы директора основаны на данных за последние семь лет. Все эти года музей находится во временных помещениях в бывшем посольстве США.

"У нас только половина тех посетителей, что были на площади Стрелков. Но вернувшись на старое место, в расширенный музей, число посетителей, доходы вырастут", — уверен Нолледорфс.

Он указал, что у Нагелса и общества разный подход к вопросам финансов. Общество считает, что если у них есть специфические цели, то деньги найдутся. Нагелс считает, что если доходы падают, то надо уменьшать цели. Нолледорфс уверен, что сужение работы музея не поможет ему привлечь новые пожертвования.

А также Ноллендорфс считает неприемлемым предложение ввести плату за вход в музей:

"Наши члены с самого начала считали, что у музея миссия — показать всем, что произошло с Латвией в то время. Это превыше всего. Опять-таки это различие в философии."

Гунарс Нагелс работал директором Музея оккупации Латвии с 2014 года. 20 августа он отправился в отставку.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !