23 марта латвийские СМИ получили сообщение от пресс-службы Сейма о том, что депутаты Комиссии по иностранным делам обсудили ситуацию в России с представителем Алексея Навального Леонидом Волковым. Во время этой встречи Волков поблагодарил Латвию за поддержку и давление, которое страна оказывает, чтобы добиться освобождения Навального и других политзаключенных. Похожие встречи в формате видеоконференций прошли в Литве и Эстонии. На этой неделе сам Леонид Волков заявил, что от его имени с депутатами общался самозванец.
Волков узнал о том, что произошло в марте, лишь после того, как передача Panorāma Латвийского телевидения выпустила в эфир сюжет, в котором утверждалось, что бюро Навального теперь возглавит российский журналист Юрий Дудь. Он обвинил LTV в "возмутительном непрофессионализме", заявив, что журналисты Panorāma говорили с пранкером. Вскоре после этого LTV удалили свои твиты с анонсами сюжета и принес извинения в связи с этой ошибкой.
22 апреля председатель комиссии по иностранным делам Рихард Колс признал, что депутаты Сейма в марте общались с "Волковым". Своей публикации на Facebook Колс разместил также две фотографии — портрет реального Волкова и человека, с которым встречались депутаты.
"Впечатляющий масштаб операций! Но, самое интересное — "мое" лицо на видеозвонке с балтийскими парламентариями. Мне кажется, это настоящее изображение, как-то, получается, они в его Zoom-звонок вставили? Привет, эра дипфейков…" — отреагировал на это Волков. Ранее он уже писал о том, что похожие предложения о встрече получали международные организации, в том числе Парламентская ассамблея ОБСЕ. Письма от его имени рассылаются с адреса lvolkov@navalny.team, и он не имеет отношения ни к Фонду борьбы с коррупцией, ни к самому Волкову.
По мнению политика, за этой акцией стоят широко известные "пранкеры" Лексус и Вован. "Эти мошенники, которых почему-то до сих пор в СМИ называют "пранкерами" — хотя это просто обычные АПшные шныри за копеечный прайс, типа Ильи Ремесло или какого-нибудь "доктора Сосновского". К этому моменту мне было уже известно о примерно 10 попытках их раскрутить кого-то на такой разговор, прикинувшись мной — они писали и в Совет Европы, и Жозепу Боррелю, и в Европарламент, и в аппарат ПАСЕ, и еще в массу разных международных организаций. И если примерно в десяти случаях "на том конце провода" решили проверить аутентичность запроса и связались со мной, то я могу только гадать о том, сколько всего попыток сделали Лексус и Вован — десятки? Сотни?"
Депутаты комиссии Сейма передали информацию о случившемся в правоохранительные органы. 22 апреля Бюро по защите Сатверсме (SAB) распространило сообщение, в котором также утверждается, что звонки связаны с Вованом и Лексусом (настоящие имена Владимир Кузнецов и Алексей Столяров). SAB призывает латвийские государственные структуры, негосударственные организации и СМИ тщательно оценивать и проверять предлагаемые проекты и партнеров по диалогу. "В российских операциях влияния все чаще используются фальшивые идентичности и все более сложные техники манипулирования", — отмечает SAB.
Рихард Колс уже во второй раз с начала 2021 года оказался в центре истории, связанной с российскими операциями влияния. Согласно опубликованному в марте расследованию Центра "Досье", The Daily Beast, телеканала ARD, Delfi.ee и Delfi.lt, Колс принимал участие в одном из мероприятий, которое организовали структуры так называемого "повара Путина" Евгения Пригожина. Предполагается, что эти структуры пытаются создать в Европе сеть контактов, которую в будущем, возможно, планируется использовать для продвижения интересов России.
Колс заявил, что не знал о связи мероприятия с Пригожиным. Он утверждает, что получил приглашение участвовать от депутата Бундестага Александра Кулиса, с котором Колс давно лично знаком. "В круг тем входили энергетика, безопасность, инфраструктура, борьба с пандемией Covid-19 и то, какой след она может оставить в будущем. У меня не было абсолютно никаких причин не доверять моему коллеге из Бундестага. Я согласился принять участие", — заявил политик.
Депутат утверждает, что если бы владел всей информацией, он бы отказался от участия. "Может, у меня теперь есть такой горький опыт. Но я договорился с нашими структурами безопасности, чтобы впредь они информировали о такой деятельности, которую, как я понимаю, Россия все чаще и чаще будет вести, маскируясь за каким-то мероприятиями такого формата", — заявил он.