Режиссер монтажа — Ильдар Фаттахов. Озвучивание перевода — Ильдар Фаттахов и Евгения Алехина.
Что про памятник говорят простые люди?
Слушайте в подкасте Delfi:
0.28 — Анастасия: чувства смешанные, памятник элегантный
2.37 — Андрей: нужно обсуждение, памятник — советский модернизм
4.26 — Эдгарс: двоякие чувства, надо смотреть в будущее
4.58 — Вита: непривлекательный, можно без него
5.14 — Нина: дедушка погиб в Германии
5.34 — Лаура и Кристина: памятник как памятник, надо просвещать людей
6.31 — Наталья: нигде в мире не сносят, даже в Германии
6.48 — Марис: я был сослан в 49-м
7.02 — Петр: памятник строил мой папа
7.35 — Мара: негатив, мы слишком благожелательны к гостям
9.08 — Полина: реставрировать, за позитив
10.32 — Лилия: не мешает, старички приходят
11.03 — Дайга: это символ оккупации, а правительство — мягкотелое
11.26 — Ольга: каждый год чтим память освободителей
12.08 — Кристина: это память о дедушке и бабушке, будем биться
"Похоже, настал момент, когда общество однозначно считает, что места для этого памятника нет. Нужно только найти способ, когда и как (его снести)", — объявил на прошлой неделе премьер-министр Кришьянис Кариньш. С главой Кабмина согласен президент Эгилс Левитс: памятник всегда был "занозой в душе латышей", он прославляет оккупационные войска, которые принесли Латвии большие страдания, а сейчас та самая армия воюет в Украине. Место вокруг занозы начинает гнить.
Мэр Риги Мартиньш Стакис доложил, что мемориал обветшал, а средств на ремонт нет. Сооружение обнесли забором для безопасности, а на подходе к нему открыли фотовыставку "Слава Украине — Героям Слава", посвященную кровавым событиям дней сегодняшних — она призвана наполнить мемориал новым смыслом траура по погибшим. Архиепископ-митрополит Латвийской римско-католической церкви Збигнев Станкевич выступил за компромиссное решение: памятник — часть истории страны, он — за то, чтобы эту историю не отрицать, не уничтожать, а интегрировать на новом уровне.
Есть спорная версия, что когда советская власть хотела снести памятник Свободы, за него заступилась автор "Рабочего и колхозницы" уроженка Риги скульптор Вера Мухина, настояв на художественной ценности работы Карлиса Зале… В этом смысле шансов у памятника в парке Победы немного. Искусствовед Петерис Банковскис считает, что у монумента нет никакой художественной ценности. Профессор Академии художеств и депутат Сейма Айгарс Бикше утверждает, что художественную ценность арт-объекта оценить трудно из-за сильного политического отягощения. Его предложение: раз для общества монумент связан с оккупацией — надо передать его Музею оккупации.
Сын автора памятника Айварса Гулбиса Кристапс, тоже скульптор, в интервью Latvijas Avīze признался, что в контексте Латвии лучше бы этого памятника не было. Но он не может оценить, что вызовет большее напряжение в обществе, если монумент сохранят или снесут.
"В обоих случаях люди не будут удовлетворены. Самая большая проблема — живущие в Латвии сторонники кремлевской политики. Со сносом памятника никуда не исчезнут те, кто там каждый год собирался на 9 мая. Понимаю аргументы за снос, но сомневаюсь, что это пойдет на пользу безопасности государства", — говорит Кристапс и предлагает превратить монумент в место памяти об оккупации, сняв идеологическое напряжение и все переделав так, чтобы не было стыдно туда ходить. А насчет референдума пусть решают политики, считает скульптор, им за это платят.