arlietu ministrija 01
Fоtо: DELFI

Среди потенциальных преемников Эдгара Ринкевича, избранного президентом Латвии, на посту главы Министерства иностранных дел, неофициально называются политики от разных партий. Политолог Лелде Метла-Розентале считает, что если "Прогрессивные" несколько смягчат некоторые свои позиции ради вхождения в правительство, то не исключено, что их представитель Андрис Спрудс сможет претендовать на портфель министра иностранных дел.

Новоизбранный президент Латвии Эдгар Ринкевич бессменно уже 12 лет возглавляет МИД. Сейчас ему нужно назвать преемника в ситуации, когда шатается правительство. Напомним, что "Новое Единство" обеспечило избрание своего кандидата президентом голосами оппозиционных Союза "зеленых и крестьян и "Прогрессивных". Теперь эти политические силы претендуют на вхождение в правительство, а нынешние коалиционные партнеры "Нового Единства" — "Объединенный список" и Национальное объединение — пытаются как-то удержать свои позиции.

Каким может быть новая "расширенная" коалиция — пока неизвестно. Сегодня, 2 июня, "Новое Единство" проведет переговоры с "Объединенным списком" и Нацобъединением. Далее, вероятно, переговоры с СЗК и "Прогрессивными".

Оппозиционная партия "Прогрессивные", возможно, немного смягчит свою позицию по отдельным вопросам, чтобы получить какие-то должности в правительстве, предположила еще до переговоров политолог Лелде Метла-Розентале в программе "900 секунд" телеканала TV3.

По словам эксперта, "Прогрессивным" несомненно выгодно войти в правительство, и по этой причине партия может быть готова взять на себя обязательство какое-то время не продвигать активно такие идеи, которые точно не позволят достичь компромисса с потенциальными партнерами по правительству. Например, считает Метла-Розентала, "Прогрессивные" могли бы смягчить позиции по вопросам семьи и инклюзивного общества.

Если бы "Прогрессивным" была предоставлена ​​такая возможность и они были готовы "приостановить" продвижение некоторых своих инициатив, то они, видимо, могли бы претендовать на портфель министра иностранных дел, который освобождается после избрания президентом Эдгара Ринкевича, предполагает политолог.

Интересно и то, что кандидаты на пост главы МИД, специализирующиеся на внешней политике, есть у двух партий, противоположной идеологической направленности — у "Прогрессивных", и у Нацобъединения. Так Нацобъединение могло бы выдвинуть в министра нынешнего председателя Комиссии Сейма по иностранным делам Рихарда Колса, а "Прогрессивные" — главу Комиссии Сейма по европейским делам Андриса Спрудса, ранее возглавлявшего Институт Латвии.

Лелде Метла-Розентала полагает, что "Новое Единство" может использовать портфель главы МИД, чтобы повлиять на Нацобъединение на переговорах о расширении коалиции.

"Тогда возникает вопрос, может и готово ли Национальное объединение, чтобы занять этот важный пост [министра иностранных дел], пойти на какие-то иные условия сотрудничества, или же, если они не согласятся, то это инструмент сотрудничества с "Прогрессивными", — считает политолог.

В то же время "Новое Единство" может само не захотеть выпускать из своих рук пост главы МИД. Эдгар Ринкевич, будучи министром, являлся членом "Нового Единства". Как избранный президент, он был обязан приостановить членство в партии. Однако преемника он может найти и среди членов "Нового Единства". В кулуарах поговаривают, что на пост могла бы претендовать европарламентарий Сандра Калниете, которая называлась и среди кандидатов на пост президента от "Нового Единства", но была вынуждена уступить самому Ринкевичу. Нынешний вице-спикер Сейма Занда Калниня-Лукашевича ("Новое Единство") также давно специализируется на внешнеполитической тематике. Руководила прежде Комиссией Сейма по европейским делам, была парламентским секретарем МИД. Работала в команде Эдгара Ринкевича еще тогда, когда он в 2008-2011 годах возглавлял Канцелярию президента Валдиса Затлерса — была советником по юридическим вопросам.

Прерогатива рекомендовать кандидатуру нового министра иностранных дел оставлена Ринкевичу, как следует из публичных заявлений. Разумеется, Ринкевич как президент не утверждает министра — это компетенция Сейма. Однако с учетом авторитета Ринкевича как главы МИД мнение новоизбранного президента может иметь важное значение для процесса формирования новой коалиции в целом.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !