Аналитики Economist Intelligence Unit авторитетного журнала The Economist опубликовали результаты исследования, согласно которому новые страны ЕС достигнут уровня благосостояния "старожилов" через десятки лет. Наиболее печальны перспективы Польши и Латвии, пишет Diena.
Возможные сценарии

Если сбудется самый плохой сценарий, на выравнивание уровня благосостояния может уйти даже целое столетие.

В основе расчетов EIU — предположение, что внутренний валовой продукт (ВВП) новых членов ЕС растет на 3% в год, а нынешних стран-участниц — на 2% в год. Отметим, что в этом году темпы экономического роста ЕС существенно замедлились, тогда как прогноз роста для Латвии — в два раза выше.

Аналитики подсчитали, что Польша может достичь уровня ЕС по объему ВВП на душу населения через 59 лет, Латвия — через 58, Литве для этого потребуется 53 года, Чехии — 39, Словакии — 38, Венгрии — 34, Словении и Эстонии — 31, Мальте — 29, Кипру — 21 год.

"При самом плохом сценарии допускается, что в результате вступления в ЕС некоторые новые члены окажутся в худшем положении, чем они могли быть, если бы не присоединились к союзу. Это ставит под вопрос возможность существования расширенной Европы", — говорится в документе. Тем не менее, аналитики считают, что возможности, предоставляемые расширением ЕС, превышают возможный риск.

Исследователи составили четыре возможных сценария развития расширенной Европы, наиболее вероятным из которых считается "составная Европа". При этом сценарии мало что зависит от ЕС, и решения исходят в основном от национальных правительств, которые работают с переменным успехом. При этом экономика стран имеет тенденции к росту благодаря возросшей конкуренции и либерализации. Политическая интеграция заторможена, она происходит в рамках небольших групп по определенным вопросам.

В исследовании каждой стране посвящен отдельный раздел, в котором указаны не только экономические показатели, но и проблемы, которым следует уделять повышенное внимание, а также критические секторы после расширения. В разделе о Латвии обращено внимание на сокращение транзита, которое может подорвать эту сильную отрасль, и европессимизм населения. Критическими секторами после вступления в ЕС будут сельское хозяйство, где часть крестьян будет вытеснена региональной продовольственной конкуренцией и квотами ЕС на производство сельхозпродукции; энергетика, для которой Латвия не сможет получить такую поддержку ЕС, как те страны, где ЕС хочет остановить ядерные реакторы; а также транспорт.

Латвийская сторона сомневается

"Это крайне пессимистический сценарий, я в него не верю, — сказал министр экономики Юрис Луянс. — С помощью чистой арифметики насчитать 50 лет совсем не трудно. Вредно распространять совокупность экономических закономерностей и не уважать социальные особенности. Если бы мы спросили у тех же специалистов пять лет назад, возможен ли в Латвии прирост ВВП на 7-8%, они сказали бы, что нет". По мнению министра, новые страны ЕС смогут достичь уровня членов ЕС за 20-30 лет, пережив в следующее десятилетие быстрое развитие, когда в лучшие годы прирост ВВП будет близок к 8%, в худшие — к 6%.

Член "Объединения экономистов 2010", министр сообщений Роберт Зиле тоже назвал эти расчеты упрощенной арифметикой и привел в пример Ирландию, уровень доходов которой в момент вступления в ЕС составлял 62% среднего по ЕС, а в 2002 году — уже на 21% превышал средний по ЕС. "Одна страна сделала это за 30 лет. Почему мы этого не сможем?" — вопрошает Зиле.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!