Как заявил депутатам заместитель секретаря совета национальной безопасности Бату Кутелия, представляя концепцию, в ней отражены те "измененные реалии", которые появились после августовской войны 2008 года.
Среди главных угроз и вызовов Грузии названы "оккупация территорий Грузии" Россией, "риск новой военной агрессии со стороны РФ", и "организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты".
В предыдущей концепции, которая была принята за три года до августовской войны 2008 года, говорится, что "возможность открытой военной агрессии против Грузии мала, но вооруженное нарушение границы и вторжение на территорию страны со стороны государственных и негосударственных акторов реальны".
В новой концепции говорится, что "главной целью" России является "превращение Грузии в несостоявшееся государство", создание препятствий в реализации ее европейского и евроатлантического выбора и "возвращение Грузии на российскую орбиту насильственным путем".
В отдельной главе отражены отношения Грузии с Россией. В ней говорится, что Грузия желает иметь с Россией "основанные на принципах добрососедства и равноправия отношения", но этого "не произойдет без уважения РФ суверенитета и территориальной целостности Грузии и без начала процесса деоккупации".
После августовской войны 2008 года Россия признала независимыми республики Южная Осетия и Абхазия. В ноябре 2011-го президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что готов расстаться с некоторыми частями тела в обмен на утраченные территории.
В декабре Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приемлемым межгосударственный иск Грузии против России, но это не означает, что дело дойдет до судебного процесса.