На месте падения российского лайнера Sukhoi Superjet 100 в Индонезии продолжаются работы по поиску останков погибших и поднятию обнаруженных накануне бортовых самописцев. Спасатели накануне собрали еще три контейнера с останками жертв SSJ-100 — всего собрано уже 26 таких емкостей. Между тем трагедия, в которой погибли 45 человек, обрастает новыми подробностями.
Данных "черных ящиков" пока нет, официальные лица не спешат с выводами о причинах инцидента, но некоторые специалисты уверены: пилоты невиновны.
SSJ-100 — это первый российский самолет, который полностью компьютеризирован, то есть управление практически полностью происходит в автомате, информация с помощью соответствующих датчиков подлежит переработке и передаче в компьютер. У летчика здесь уже нет штурвала, только джойстик, при помощи которого он управляет тягой двигателя, пишет "Московский комсомолец".
Моделирование аварийной ситуации ранее показало, что пилоты SSJ-100 допустили ошибку: они якобы могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями.
Однако источник "МК" уверен, что пилоты SSJ-100 как раз сделали все правильно: самолет уже после того, как обогнул гору и вышел на равнину, запросил снижения высоты — плохая погода, на борту люди, самолет вскоре собирается садиться, а чтобы во время посадки лучше видеть полосу и безопасно приземлиться, экипаж запрашивает снижение. Но по какой-то причине самолет вдруг разворачивает на 150 градусов, и он врезается в гору. Причина может крыться в компьютерном сбое, полагает эксперт.
Индонезийские эксперты также отмечают, что решение о снижении лайнера, принятое российскими пилотами, было логичным. Представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддин полагает, что пилоты пытались снизу обойти мощные кучево-дождевые облака, простиравшиеся до высоты 11 км, сообщает "Интерфакс".
"Для облета облака сверху самолету бы потребовалось забираться на большую высоту — в тот день облака в районе горы Салак простирались от трех тысяч метров до 11,1 тысяч метров. В такой ситуации пилот будет искать возможность облететь облака слева, справа или снизу", — заявил эксперт.
Что касается отключения системы раннего предупреждения приближения земли, то слухи о том, что она была отключена, появились после публикации блоггером Сергеем Доля фотографии приборной панели лайнера. На фото, сделанном незадолго до взлета SSJ-100, было видно, что соответствующая кнопка была выключена.
"Я хотел показать кнопку, которой заводят самолет. Superjet устроен таким образом, что в течение 35 секунд после включения эта кнопка горит. В это время идет загрузка всех систем. То же самое происходит, например, при включении обычного компьютера. Он же не сразу включается. Так что то, что индикатор на этой кнопке горит, это абсолютно штатная ситуация для первых 35 секунд", — позже объяснил он в своем блоге, отмечая, что перед взлетом систему вновь включили.
Газета "МК" приводит мнение эксперта, который утверждает, что " "черных ящиках" не будет полной информации, которая позволит сделать объективное заключение: что-то случилось именно с компьютером. Там, конечно, будет записана некая команда. Допустим: самолет начал левый разворот. Но учитывая, что в процессе разворота он ударился о скалу, это не позволит однозначно установить, почему именно это случилось. Легче и удобней все будет списать на "ошибку экипажа".
Кроме чисто технической проблемы в этой ситуации имелись и серьезные организационно-управленческие нарушения, которые привели к многократному увеличению числа жертв катастрофы. Дело в том, что самолет этот был опытным, а потому никаких пассажиров не должно было быть. Однако SSJ-100 в тот день принял на борт и потенциальных покупателей и журналистов.
Выяснилась еще одна интересная деталь: в Индонезию должен был лететь другой Superjet, пишет "МК". Первоначально для демонстрационных полетов предназначался образец машины под номером 95005 — именно он и демонстрировался в Казахстане и Пакистане. Однако в Пакистане с ним что-то случилось, и он был возвращен назад. Вместо него в Индонезию послали самолет за номером 95004, который к испытаниям изначально не готовили. Причем ведущим инженером по испытаниям направили специалиста с борта 95005, так как специалист с 95004 был в отпуске.
"Все случившееся лишь демонстрирует тот бардак, который царит не только на главной, ведущей фирме страны, но и в авиационной отрасли в целом. Система руководства отраслью основана на допотопных методах, где бумаготворчество — главная парадигма управления. Если в ближайшее время мы не сможем переломить эту ситуацию в корне, то считайте, в авиастроении мы (Россия) от Запада отстали навсегда", — добавил эксперт.