Или, если вы не расположены к размышлениям, просто получить удовольствие: туристическое, гастрономическое, созерцательное, эстетическое, культурное и бог знает какое еще. Портал DELFI побывал в столице Турции и круто изменил свое мнение об этой стране.
Следы Козодоева потеряны
Дано: Стамбул, бывшая столица Римской, Византийской и Османской империй. 13,5 млн. жителей, территория – более 5000 кв. километров. Большая часть города расположена в Европе, меньшая – в Азии. Разделен проливом Босфор, соединяющим Черное и Средиземное моря. Добраться можно самолетами airBaltic и Turkish Airlines.
Даже этой информации достаточно для того, чтобы предположить: правы были гайдаевские герои, утверждавшие, что Стамбул – город контрастов. Этот штамп, ставший частью культурного кода нескольких поколений, намертво застревает в голове уже в аэропорту Ататюрка и только закрепляется по мере приближения к центру старого города.
Первое, что бросается в глаза – гигантские масштабы и бурление жизни. Микрорайоны, на глаз размером с половину Риги; потоки машин, в неудачное время – безнадежные пробки; на каждом шагу стройка и ремонт; бесконечные магазины и кафе (в которых, как и ожидалось, за столиками пьют чай только мужчины); небоскребы самой разной конфигурации и в самых неожиданных местах... При этом не покидает ощущение, что ты все же находишься в привычной, более-менее европейской городской среде.
Это чувство усиливается в старом городе. Как известно, Геше Козодоеву и Семен Семенычу Горбункову в «Бриллиантовой руке» на самом деле вместо Стамбула пришлось блуждать по лабиринтам Баку, и от столицы Турции ждешь соответствия экранной картинке. Но выясняется, что старый город на самом деле не такой уж старый: здесь на каждом шагу – вполне европейская застройка максимум вековой давности. Жители города с горечью признают, что сохранению архитектуры здесь уделялось слишком мало влияния: город без жалости расставался со старым ради нового.
Конечно, многовековые мечети, дворцы, храмы и еще византийская крепостная стена никуда не делись, но после первых же проведенных на улицах города минут становится ясно – это город-мозаика, у которого тысячи лиц и настроений. Такой простой вывод со временем получает все больше и больше подтверждений, и вы постепенно понимаете, что это ровно то, чего и следовало ожидать от города, который тысячи лет назывался Константинополем, Новым Римом и Царьградом.
История с другой стороны
«Завоевание Константинополя – не только легенда героизма, это еще и продукт инженерного гения», - с этих слов нынешнего мэра Стамбула Кадира Топбаша начинается буклет недавно открытого музея Panorama 1453 (www.panoramicmuze1453.com).
Взятие Константинополя, последеного осколка Римской империи (который к XV веку утратил практически всю военную мощь, но обладал политическим весом и был «первой линией обороны» христианского мира) для Турции и сегодня является важнейшей победой, за которой последовали века расцвета Османской империи. Для европейцев этот расцвет означал постоянную угрозу с востока, а для Российской империи на те же века Турция стала заклятым врагом.
Победы над Османской империей для многих до сих пор составляют предмет гордости. Крепость Измаил, Ушаков, Суворов, взятие Азова – все это отлично знакомо тем, кто учился по советским учебникам истории. Тем интереснее своими глазами увидеть историю, написанную другой стороной. Музей Panorama 1453, пожалуй, самое подходящее для этого место: он не перегружает вас историческими деталями и объемом материала и производит действительно сильное впечатление. На создание панорамы (38 метров в диаметре, общая площадь 2350 кв. метров, 10 000 живых моделей) ушло около трех лет.
Фотографии не передают масштаба панорамы
Зритель может наслаждаться «полной трехмерностью» и эффектом присутствия: над головой бездонное небо, вокруг кипит бой, никаких «склеек» рисунка не видно. Огромное количество деталей – подкопы, штурмовые башни, битва на стенах, греческий огонь - все сделано с любовью и вниманием. Аудиогид, тем временем, вкратце сообщит вам о политический ситуации к 1453 году и, собственно, ходе сражения. Финалом которого стала гибель в рукопашной схватке последнего императора Восточной Римской империи Константина. Султан Мехмед II, между тем, получил прозвище «Завоеватель» и славу одного из ключевых героев истории Турции. Мимоходом вам расскажут о милосердии и гуманизме победителей.
Будьте готовы к тому, что у вас вряд ли получится рассмотреть панораму в деталях – музей пользуется очень большой популярностью, и на осмотр панорамы группе экскурсантов отводится не более 15 минут. Сюда везут школьников со всей страны, часто за тысячу километров, и очередь на улице может растянуться на сотни метров. Внимание, которое уделяется взятию Константинополя, хорошо иллюстрирует и вышедший в этом году на экраны эпический фильм «Завоевание 1453».
Вот этим ощущением – «они смотрят на мир совсем не так, как мы» - пропитано все, и это страшно интересно. В парке миниатюр Miniaturk, где собраны сотни макетов исторических достопримечательностей страны, одно из античных чудес света, Мавзолей в Галикарнасе, занимает ничем не примечательное место в череде древних мечетей и духовных центров ислама, которые европеец вряд ли отличит друг от друга.
Парк Miniaturk собрал достопримечательности Турции
Чуть-чуть Москвы, чуть-чуть Антальи?
Какой атмосферы вы ожидаете от столицы Турции? Опыт какой-нибудь Антальи: выход за пределы территории отеля резко увеличивает шансы быть схваченным за руку и затянутым в магазин, например, кожи (и поэтому вы постоянно настороже). Или опыт сопоставимой по численности населения Москвы: чтобы куда-то попасть, надо уметь сочетать короткие быстрые перебежки с периодами долгого бессмысленного ожидания.
Конечно, у вас есть шансы испытать и то, и другое – однако в обоих случаях вы с удивлением поймете, что вполне можете это пережить.
В туристических районах Стамбула можно нарваться на назойливого зазывалу возле кафе или магазина, но точно так же это может произойти, например, и в историческом центре Брюсселя (не говоря уже об Амстердаме). В Стамбуле муниципальные власти стараются бороться с такими методами торговли, однако местные признают, что победить это невозможно: доход заведения зависит от эффективности зазывалы, а конкуренция на рынке труда крайне высока. Как бы то ни было, факт остается фактом – вы действительно можете спокойно гулять по улицам, во всяком случае в центральной части города. И вечером тоже. Но если все же захочется общения с восточными торговцами, то Большой базар в самом центре старого города всегда ждет вас.
Интересно, что часть зазывал и уличных торговцев на самом деле – сотрудники полиции в штатском, следящие за порядком. Весь центр города охватывает система видеонаблюдения – одна из самых современных в мире.
Турки не стесняются об этом говорить, тем более, что это работает: регион здесь не самый спокойный, но о терактах в отношении туристов в последние годы слышать не приходилось.
Что же касается перемещения по городу, то здесь все просто. Автомобиль – сразу нет. Движение в Стамбуле, очевидно, подчиняется неким правилам, но иностранцу они вряд ли известны. Более того, турки из других районов страны, по словам местных, тоже будут иметь большие проблемы на улицах Стамбула. Дело в том, что правила здесь условны. Водители пропускают друг друга вне зависимости от того, где главная дорога, а где второстепенная; сигнал и общение через открытое окно – жизненно важные средства коммуникации. Да, сигналы светофора соблюдают. И радары тоже есть. Но логику принятия решений у водителей не всегда можно предсказать. Поэтому лучше не надо.
Велосипед? Тоже - сразу нет. В центральной части города очень многолюдно, машин много, а велосипедной инфраструктуры (велодорожек, стоянок) нам обнаружить не удалось. Добавьте к этому гористый рельеф, и идея крутить педали на улицах Стамбула покажется вам не самой удачной. Поэтому выбирайте общественный транспорт, который представлен в широчайшем ассортименте, от низкопольных трамваев до паромов, курсирующих между Европой и Азией.
Европа или нет?
На вершинах невысоких гор, окружающих с обеих сторон Босфор, развеваются громадные красные флаги с полумесяцем и звездой. Их много. Турки говорят, что флаги вошли в моду недавно, однако совершенно очевидно, что патриотизм и национальная гордость для этой страны совсем не пустой звук.
Сегодня эта страна вполне обоснованно претендует на статус региональной сверхдержавы и иногда, то ли в шутку, то ли всерьез, сравнивает себя с небольшим Китаем – с точки зрения той роли, которую ее экономика играет в Евросоюзе.
Действительно: здесь расположены заводы по сборке автомобилей чуть ли не всех марок, швейная промышленность заваливает своей продукцией не только рынки, но и выполняет заказы европейских брендов; климат позволяет экспортировать сельскохозяйственную продукцию и, конечно, принимать миллионы туристов. «Турецкие следы» очень заметны и в Латвии – достаточно упомянуть, например, компанию Genova, которая занимается экспортом живых латвийских коров в Турцию. Там животные улучшают породу и увеличивают поголовье местных стад.
При этом отношение к Турции в Европе остается сдержанно-настороженным. Страна подала заявку на вступление в ЕС еще в 1987 году, сейчас имеет статус кандидата на вступление, однако переговоры идут трудно и медленно. Аргументов «против» предостаточно – это и культурные различия, и опасения по поводу «исламизации» Европы (у Турции, в отличие от ЕС, нет проблем с рождаемостью), и напряженные отношения со многими соседями, и многое другое.
Сами турки уверены, что исторически Турция это часть европейской цивилизации, поэтому «политика приоткрытых дверей» их расстраивает. Но чувство разочарования за десятилетия притупилось, и сегодня – на фоне европейских экономических проблем – вступление в ЕС уже не выглядит непоколебимой «идеей фикс». Турки свой финансовый кризис успели пережить в 2001 году, события последних лет их экономике почти не повредили. А если так, то стоит ли присоединятся к союзу, будущее которого туманно?
Султанахмет: почти все в одном месте
Впрочем, взятие Константинополя – хоть и очень яркий, но лишь отдельный эпизод истории Турции, в которой переплетаются следы множества культур и цивилизаций Средиземноморья и Азии.
Если вы оказались в Стамбуле, то, пожалуй, за день вы успеете обойти ключевые исторические достопримечательности, сконцентрированные в пределах прямой видимости друг от друга. Бегом, конечно – но все же. Огромный комплекс дворца султанов Топкапы (с садами, коллекциями драгоценностей, гаремной частью и видами на Босфор), практически «пристроенный» к собору Святой Софии (на самом деле, конечно, наоборот, ведь Айя София на протяжении тысячи лет была крупнейшим христианским храмом, затем – мечетью, а ныне - музеем), здесь же – фантастически красивая, «воздушная» Голубая мечеть, рядом с которой – два египетских обелиска с иероглифами, и совсем рядом – Цистерна Базилика, огромное подземное водохранилище, построенное 1500 лет назад.
Успели осмотреть все это за день? Тогда закончите вечер в одном из микроскопических кафе на площади Султанахмет: попробуйте найти заведение с террасой на уровне пятого-шестого этажа, закажите чашечку кофе по-турецки и дождитесь захода солнца. В какой-то момент вы услышите «перекликающиейся» призывы муэдзинов к молитве, а чайки, которые попадают в прожекторы подсветки Голубой мечети, будут вспыхивать в черном небе мелкими искрами. Это совершенно особая восточная атмосфера, о которой так много пишут в путеводителях и которую привыкшему к некоторому комфорту и privacy европейцу на самом деле не так просто «поймать».