Теракты 11 сентября, глобальный финансовый кризис и волнения в арабском мире нанесли удары в самое сердце жизненно важных интересов США, утверждает в своей статье в Financial Times экс-госсекретарь США Кондолиза Райс.
"Если американцы хотят, чтобы сдвиг тектонических плит мироустройства в итоге сделал мир безопаснее, свободнее и благополучнее, то Соединенные Штаты должны преодолеть свое нежелание руководить другими.
Мы обязаны отстаивать и пропагандировать могущество и перспективы свободных рынков и свободных народов, подтвердить, что ведущая роль США — гарантия глобального прогресса, а не помеха ему", — пишет автор.
Райс советует не поддаваться искушению "тактического" ответа на многочисленные внешнеполитические проблемы. "Заголовки сегодняшних газет часто не совпадают с вердиктом истории. Неотложная задача — укрепить устои нашего влияния и действовать с расчетом на долгосрочный исторический процесс", — рекомендует она.
Энергичная политика свободной торговли, а также освоение собственных нефтегазовых месторождений укрепят экономику и зарубежное влияние США, полагает Райс. "Высокие цены на нефть укрепляют Венесуэлу, Россию и Иран", — предостерегает она.
"Важнее всего необходимость успокоить наших друзей по всему миру. Спешный флирт с противниками оттеснил на второй план отношения с надежными союзниками", — полагает Райс. По ее мнению, курс Обамы не дал результатов: "Чавес и иранцы откусили протянутую им руку дружбы", Путин "прикарманил" перезагрузку и "вскоре вернулся к своим антиамериканским привычкам".
Также не следует забывать, что основа могущества — внутри страны, советует Райс. США, как никто, умеют мобилизовать человеческий потенциал. Но этому мешают отсутствие "гуманной и устойчивой иммиграционной политики", а также кризис системы образования, пишет Райс.
Американцам следует напомнить, что США отличаются от всех других стран: "наша исключительность — в четком убеждении, что свободные рынки и свободные народы являются ключом к будущему, и в нашей готовности воплотить эти убеждения в жизнь", — пишет Райс.
Бездействие США создаст вакуум, который, вероятно, заполнят противники свободы. "Это станет трагедией для американских интересов и ценностей, а также тех, кто их разделяет", — заключает автор.