Foto: AP/Scanpix
Арктическая часть Аляски нагревается вдвое быстрее, чем остальные США. Повышение уровня моря и береговая эрозия неминуемо погубят как минимум три эскимосские деревни, а в группе риска еще восемь.

Эскимосская деревня Кивалина на Аляске находится на узкой песчаной косе на краю Берингова моря, а лет через десять уйдет под воду.

В Кивалине в одноэтажных домиках живут четыреста эскимосов, которые промышляют охотой и рыбалкой. Море питало их на протяжении многих поколений, но в последние два десятилетия превратилось в угрозу. Из-за отступления арктического льда берег стал уязвим к эрозии: толстый ледяной слой больше не защищает его от осенних и зимних бурь. Коса заметно сузилась.

В 2008 году Инженерный корпус США построил оборонительную стену вдоль пляжа, но это была не более чем временная мера. Два года назад свирепая буря вынудила эвакуировать жителей. Инженеры предсказывают, что к 2025 году эти места станут необитаемыми.

По оценке правительства США, перенести Кивалину на более высокое место будет стоить $400 млн, ведь дороги, дома и школы в этом климате не из дешевых. В бюджете таких денег просто нет.

Как заметил глава сельсовета Колин Суон, аборигены Аляски расплачиваются за преступления, которых не совершали: "Они навязали нам свою ношу, а теперь хотят, чтобы мы собрались и куда-то ушли. Что это за правительство такое?".

Севернее Кивалины нет дорог — только обширная тундра, а на самой северной оконечности территории США лежит город Барроу. От него до Северного полюса ближе, чем до Вашингтона. Там живут в основном представители эскимосского племени Инупиат — охотники на гренландских китов и ластоногих. В этом году у местных тоже возникли проблемы, потому что лед начал таять и ломаться уже в марте. Затем замерз снова, но оказался настолько тонким и хрупким, что по нему нельзя было волочить лодки. Сезон охоты прервался слишком рано.

Впервые за многие десятилетия в Барроу не поймали ни одного гренландского кита. Бывалый капитан Герман Асоак говорит, что раньше толщина зимнего льда достигала трех метров, а теперь — немногим больше одного.

Барроу — арктический наукоград. Летом десятки специалистов со всего мира изучают здесь таяние льда и быстрое таяние вечной мерзлоты в тундре. В последнее время это опасно для жизни: лед слишком тонок для белых медведей, поэтому они охотятся на берегу — голодные и злые. Ученые не отправляются в поездки по окрестностям без вооруженной охраны.

В ближайшее время климат кардинально изменит историю Аляски. На ее северном склоне расположены крупнейшее в США месторождение нефти и трансаляскинский газопровод — один из важнейших объектов национальной безопасности. Несмотря на уговоры экологов, корпорация Shell уже приступила к морскому бурению. Тревога только усилилась, когда в начале этого года нефтяная платформа села на мель у берегов Аляски. Работа временно была прекращена.

Исполнительный директор Нефтегазовой федерации Аляски Кейт Мориарти считает, что там залегает 50 млрд баррелей нефти. По ее мнению, добыча в Арктике рано или поздно все равно начнется, и США никак нельзя отстать от конкурентов.

Месяц назад президент Обама призвал удвоить усилия по сокращению выбросов углекислого газа, тогда как Аляска живет только за счет черного золота. Доходы от нефтяной промышленности составляют более 90% его бюджета. Благодаря им на Аляске нет налога на прибыль и практикуются раздачи бесплатной еды и одежды. Понятно, что выберет штат — борьбу с изменением климата или расширение своей углеродной экономики.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!