Фото: RIA Novosti/Scanpix
В Москве состоялся семинар Германо-российского форума "Новые основы диалога и общие смыслы политического лексикона". Форум организовал встречу российских и немецких парламентариев в Москве. Ее участники честно пытались вступить в диалог, но что-то не заладилось.

Это была первая за долгое время организованная встреча российских и германских парламентариев. С немецкой стороны в ней участвовали члены блока ХДС/ХСС, СДПГ и Левой партии, с российской — члены "Единой России". Семинар проходил в здании Госдумы и в офисе Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова.

Расхождения в понимании

Идея встречи принадлежала главе Германо-российского форума Маттиасу Платцеку, политику с многолетним стажем общения с российскими коллегами.

Он объяснил, что последняя попытка сближения с Россией во время конференции "Потсдамские встречи" в октябре 2015 года привела немецкую сторону в полнейшее недоумение: "Мы обнаружили расхождения в понимании самых фундаментальных, базовых вещей".

Так, оказалось, что большинство российских политиков скептически относятся к Парижской хартии 1990 года и считают ее подписание признаком слабости, в то время как их европейские коллеги испытывают в отношении этой хартии, в которой провозглашено окончание холодной войны, почти что священный трепет.

"Мы поняли, что нам надо заново сесть и обсудить базовые понятия, создать своего рода словарь, при помощи которого мы сможем общаться друг с другом", — сообщил Платцек.

Примерно таким же было и содержание его речи на утренней сессии, проходившей в одном из залов Госдумы РФ. Все были согласны с тем, что Европе и России необходимо обновлять политический лексикон и искать новый общий язык.

"Вот, например, понятие "права человека", — возмущался заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова Алексей Кузнецов. — Конечно, тут нужен диалог! В Европе это понятие употребляется чаще всего почему-то применительно к меньшинствам и представителям оппозиционных групп в России. А как же жители Крыма? Разве они не реализовали свое право на свободное волеизъявление и не стали из-за этого жертвами санкций?"

Такого рода обвинительные конструкции звучали почти в каждом выступлении россиян. Немцы на это не реагировали, предпочитая акцентировать внимание на необходимости диалога и свободной торговой зоны "от Лиссабона до Владивостока". И то, и другое представлялось из их слов чем-то прекрасным и недостижимым.

"Да, сейчас сложно говорить о такого рода таможенном союзе. Но давайте хотя бы иметь общее видение, общее представление, что он необходим", — говорил социал-демократ Франц Теннес.

Четырехдневный "блицкриг" Нарышкина

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин на общем заседании еще раз подчеркнул, что ни европейские санкции, ни что-либо еще не переубедят его в правильности выбора в отношении Крыма, а руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предложила начать диалог с конкретики — учредить рабочую группу для создания общего для России и Европы учебника истории.

Под занавес Нарышкин испугал аудиторию. "Я надеюсь, вы умные люди, вы не верите, что Россия ведет войну на территории Украины? — риторически спросил он. — Ведь, если бы Россия вступила в войну со страной, сравнимой по своему потенциалу с Украиной, этот конфликт продолжался бы максимум четыре дня. И все понимают, какой результат был бы у этого конфликта".

Маттиас Платцек улыбнулся и примирительно пожал Нарышкину локоть. Этот прием тактильной дипломатии он многократно употреблял и во время обеда, весьма эмоционально общаясь через переводчика с зампредседателя Госдумы Сергеем Железняком, соавтором закона об иностранных агентах и известным борцом против педофилии.

В сокращенном составе

После обеда немецкая делегация переместилась в офис Фонда Горчакова, где должен был начаться собственно диалог — обсуждение проблемных понятий, составление общего лексикона и так далее.

Но когда участники семинара вошли в конференц-зал, они обнаружили, что почти никого из российских парламентариев в нем нет — те просто не приехали на вторую часть встречи. Остались лишь координатор депутатской группы по связям с бундестагом Юрий Липатов, который все время молчал, и депутат от "Единой России" Роберт Шлегель, но и ему срочно понадобилось уйти после первого часа дискуссии.

В итоге российскую сторону после обеда представляли эксперты и журналисты. Дальнейший разговор получился не слишком внятным и продолжался в форме серии монологов о необходимости диалогов.

Итоги заседания участники, опять же, оценили по-разному. "Я очень рада, что все участники встречи согласны с тем, что санкции нужно отменять", — заявила замруководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова.

"Я очень рад, что мы в принципе встретились и поговорили в стенах Госдумы", — ответил на этот же вопрос Франц Теннес. А вот с тезисом Тимошенковой он не согласился: "Я лично — против персональных санкций в отношении парламентариев, но не возражаю против экономических — в отношении России".

"Это, наверное, из-за партийной дисциплины", — предположила Екатерина Тимошенкова.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !