Североатлантический альянс почти лишен возможности влиять на власти Турции, где после провала путча введено чрезвычайное положение. НАТО может лишь предупредить Анкару, но не наказать.
Как реагирует НАТО на развитие ситуации в Турции?
Соединенные Штаты направили в Анкару своего самого высокопоставленного военного, чтобы смягчить ущерб, нанесенный отношениям Турцией с США и остальными странами-членами НАТО. Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд заверил, что американцы и дальше будут отстаивать демократическое устройство Турции, и осудил попытку военного переворота в стране.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сделал это через два дня после попытки путча в телефонном разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В то же время он подчеркнул, что Анкара должна сама придерживаться собственного демократического порядка, уважать верховенство закона и права человека.
Турецкое правительство недовольно таким — по его мнению, крайне сдержанным — проявлением солидарности. Эрдогановские чистки среди военных — предполагаемых путчистов — руководство НАТО до сих пор официально не комментирует. Каждое из государств альянса вправе менять своих представителей в его подразделениях, говорят в Брюсселе.
Членами НАТО могут быть только демократические государства?
В преамбуле к Североатлантическому договору среди прочего говорится и о защите принципов демократии. Но в годы холодной войны альянс не был столь щепетильным. В 1949 году, когда была основана НАТО, в Португалии у власти находился диктатор Антониу ди Салазар. В истории альянса были моменты, когда Турция и Греция — его полноправные члены — в результате госпереворотов какое-то время управлялись военными.
В 1990-е годы значение НАТО как политического сообщества с едиными ценностями стало особо подчеркиваться. В первую очередь это касается новых членов — это должны быть демократические правовые государства.
Однако внутри НАТО ее участники гораздо менее тесно политически связаны друг с другом, чем в рамках Евросоюза. К примеру, Турция и Греция на фоне конфликта вокруг спорной территории Кипра до сих пор с недоверием относятся друг к другу. А США после турецкой оккупации северной части Кипра в 1975 году ввели против Турции — члена НАТО — эмбарго на поставки вооружений.
Насколько важна роль Турции в составе НАТО?
На турецкой авиабазе "Инджирлик" вблизи города Адана находятся около 200 военнослужащих американских ВВС. Эта база служит основным плацдармом для нанесения воздушных ударов по позициям боевиков "Исламского государства" (ИГ) в Сирии и Ираке. "Инджирлик" также играл важную роль в ходе военных действий в Персидском заливе и афганской миссии НАТО. Там же расквартированы 250 солдат бундесвера, немецкие самолеты-разведчики "Торнадо", а также самолет-заправщик.
Сама база "Инджирлик" — это не объект НАТО. Но одна из штаб-квартир альянса находится в портовом городе Измир на западе Турции, там готовят и координируют крупные наземные операции НАТО. Командование сухопутных войск (LANDCOM) подчиняется верховному главнокомандующему объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Также в Измире находится еще один важный военный аэропорт США.
По некоторым оценкам, в Турции расположены около 20 объектов, которые частично используются силами НАТО. Турецкая армия — вторая по численности в альянсе после американской. До сих пор турки участвовали во всех операциях НАТО в Афганистане, на Балканах, в Сирии или Ливии. Кроме того, именно в Турции недавно был установлен радар — часть системы противоракетной обороны (ПРО) НАТО в Европе.
С геополитической точки зрения Турция, расположенная на юго-восточном фланге альянса и граничащая с очагами конфликтов на Ближнем Востоке и у Черного моря, играет важнейшую роль, констатируют военные эксперты. Однако не стоит переоценивать этот факт, замечает экс-председатель военного комитета НАТО, немецкий генерал Харальд Куят.
В интервью радиостанции Deutschlandradio Куят, в прошлом — генеральный инспектор бундесвера, заявил, что Турция никогда не была тем членом НАТО, на которого можно было бы положиться на 100 процентов. Даже в борьбе с ИГ, по его словам, роль Анкары вначале была скорее "сомнительной".
Развернется ли спор по поводу авиабазы "Инджирлик"?
Президент Эрдоган настоятельно требует от США выдать живущего там проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара считает вдохновителем попытки путча в Турции. Вашингтон намерен проверить юридическую возможность выдачи. Но лишь после того, как Турция предоставит доказательства. Сам Гюлен отрицает какую-либо связь с путчистами.
Право использовать базу "Инджирлик" для ударов с воздуха против ИГ Турция предоставила США лишь два года назад. Вполне возможно, что турецкие власти попытаются использовать это разрешение, чтобы оказать давление на Соединенные Штаты по поводу выдачи Гюлена. Кроме того, правительство в Анкаре критикует США за то, что они поддерживают в борьбе с ИГ курдские подразделения в Сирии. В Турции эти группировки считают террористическими.
Еще с одним членом НАТО — Германией — у Турции также складываются напряженные отношения. Причиной послужило принятие бундестагом резолюции, признающей геноцидом уничтожение армян в Османской империи в 1915-16 годах. Турция оценивает эту резолюцию как выпад против Анкары и потому не пускает немецких политиков и депутатов бундестага на авиабазу "Инджирлик" для встреч с солдатами и офицерами бундесвера. Если положение вскоре не изменится, бундестаг может отозвать немецких военных из Турции.
Может ли НАТО оказать давление на Турцию или исключить ее из альянса?
Североатлантический договор не предусматривает ни штрафные меры для его участников, ни процедуру исключения кого-либо из них. Государство-член альянса может только само известить о расторжении договора.
Поэтому максимум, что может предпринять руководство НАТО в Брюсселе, — попытаться оказать политическое давление на Турцию, чтобы ее правительство действовало в рамках правового государства и не использовало объявленное в стране чрезвычайное положение в собственных интересах.
Значение и эффективность турецких вооруженных сил в составе НАТО снизятся в результате провала попытки мятежа, полагает бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис. "К сожалению, после попытки путча фокус, скорее всего, сместится на внутренние дела военных, бесконечные расследования и проверки на лояльность", — прогнозирует адмирал Ставридис в аналитической статье, опубликованной на сайте американского журнала Foreign Policy.
Турецкие военные начнут борьбу за собственное место в государстве, полагает он. "Все это окажет пагубное воздействие на боевую готовность вооруженных сил. Какие-то проекты на авиабазе "Инджирлик" продолжатся и дальше, однако в целом сотрудничество с Турцией по многим каналам заморожено", — резюмировал Ставридис.