События в Каталонии, связанные с ее попыткой отделиться от Испании, оживили в целом сепаратистские настроения в стране, что вызывает беспокойство центральных властей. Они намерены жестко противостоять любым попыткам, направленным, как выражаются в Мадриде, на "балканизацию" Испании, то есть ее раздел по примеру бывшей Югославии. О каких силах идет речь и насколько они влиятельны, объясняет немецкое издание Deutsche Welle.
В Стране басков грезят суверенным государством
Достичь своей цели БНП намерена "не спеша и лишь путем переговоров" с Мадридом и Парижем, поясняет эксперт мадридского Фонда политического анализа Мариано Ортега Диас. По его словам, более агрессивна в плане достижения независимости леворадикальная коалиция Эускаль Эрриа Билду, имеющая 18 из 75 мест в баскском парламенте и требующая проведения референдума по примеру Каталонии.
Координатором коалиции является Арнальдо Отеги, трижды судимый за принадлежность к террористической группировке ЭТА. Сама ЭТА, возникшая в конце 50-х годов прошлого столетия, действует до сих пор, хотя и не устраивает теракты с 2011 года. Всего от рук баскских террористов погибли 829 человек.
В Галисии действуют вооруженные сепаратисты
Сторонники независимости, в отличие от Страны басков и Каталонии, никогда у власти в Галисии не были, отметил политолог Ортега Диас. И обратил внимание на то, что в регионе до сих пор действуют вооруженные сепаратисты — Галисийское сопротивление. Эта группировка была создана в 1995 году и с тех пор совершает "бескровные" теракты: взрывы небольшой мощности у помещений партий, компаний и банков, силовых структур и газет, критикующих сепаратистов. В 70-80-х годах в Галисии действовали еще 4 террористических группировки, но они уже самораспустились.
В Валенсии активизировались сторонники "панкаталонизма"
Как утверждает социолог Родригес, на волне каталонских событий региону навязывается идея, что он является частью якобы подлежащих объединению "каталонских земель" — ввиду географической близости и языковой идентичности.
Носители этой идеи — местные сторонники так называемого "панкаталонизма". К таким "землям" они относят также Балеарские острова, часть провинций Арагон и Мурсия, Андорру, часть французского департамента Восточные Пиренеи и итальянской Сардинии. НБ идею единения с Каталонией не разделяет.
Канарские острова: тенденции к отделению нет
Последователей Кубильо сейчас немного, констатирует политолог Ортега Диас. И это при том, что с 1964 по 1979 год существовало довольно популярное у местного населения Движение за самоопределение и независимость Канарского архипелага. Оно, в частности, руководило двумя террористическими группировками: Вооруженными силами гуанчей (туземцы, истребленные испанцами) и Вооруженными канарскими отрядами, действовавшими как на архипелаге, так и на материковой части Испании.
Арагон и Андалузия: сепаратисты не имеют власти
Что касается сепаратистов Андалузии, то их авангардом является небольшая Андалузская националистическая партия (АНП). Под ее началом и под влиянием событий в Каталонии в регионе в 2017 году была образована Национальная ассамблея, выступающая за создание "Великой Андалузии". В это образование, по задумке АНП, должны войти, помимо самой Андалузии, еще и Мурсия, часть Эстремадуры, Кастилии-Ла Манча и Валенсии, португальские Алгарве и Алентежу, а также марокканский Риф.