Официально российские власти не признают участие в вооруженных конфликтах за рубежом сотрудников частных военных компаний — по российскому законодательству это попадает под статью "наемничество".
Но и на востоке Украины (где, по версии российских властей, вообще нет российских солдат), и в Сирии (размер российского военного контингента неизвестен), как рассказывали очевидцы и родственники погибших россиян, сражалось большое количество сотрудников частных компаний, связанных с российскими властями.
Теперь их ожидает следующая командировка: в Судан, где уже воюют добровольцы из России, рассказал Русской службе Би-би-си один из ветеранов сражений на востоке Украины и в Сирии (попросил об анонимности в целях собственной безопасности).
"Я слышал, что люди туда поехали и уже даже вернулись с тяжелой формой малярии, — подтвердил Би-би-си руководитель частной военной компании "РСБ-Групп" Олег Криницын. — У нас интересы там есть, но мы там не воюем и не участвуем, — сказал он. — Там вялотекущий пограничный конфликт". Сотрудники "РСБ-Групп", по его словам, в Судан не поехали и "находятся на местах своей дислокации".
Воевавший на стороне пророссийских сепаратистов бывший "министр обороны" самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Игорь Стрелков (Гиркин) также сказал Би-би-си, что слышал о новых командировках в Судан. Несколько дней назад он подробно писал об этом в своем блоге в социальной сети "Вконтакте": "Все больше подтверждений того, что "следующая остановка" в заморских приключениях намечается на Судан. Типа, в Сирии "скоро победа", а "забарывать международный терроризм" (орфография автора сохранена — Би-би-си) где-то обязательно надо".
"Еще пару недель назад мне передали информацию о том, что "Вагнер" (ЧВК, ставшая известной благодаря конфликту на востоке Украины — Би-би-си) уже готовится (после Сирии) ехать именно туда (в Южный Судан) — ищут специалистов и переводчиков, оставшихся со времен СССР (с Суданом СССР, насколько помнится, дружил "не очень", но в соседней Эфиопии воевали советские "военспецы", что называется, "в количестве")", — отметил он в своей записи.
Бывший командир батальона "Восток", воевавшего на стороне самопровозглашенной ДНР, Александр Ходаковский на вопрос Би-би-си, слышал ли он об отправке добровольцев из России в Судан, ответил: "Слухи такие ходят, но пока без подтверждения".
Гражданская война в Судане идет с 2013 года, после того как в 2011 году независимость провозгласила южная часть страны. В Южном Судане размещены части международных миротворцев численностью 12 тысяч человек. Своих военнослужащих в состав контингента выделяют страны Африканского союза.
Официально Россия не принимала участие в конфликте. Однако совсем недавно в России впервые побывал президент Судана Омар Башир, обвиняемый Международным уголовным судом в геноциде во время конфликта в суданском регионе Дарфур.
Он встретился с президентом Владимиром Путиным и заявил, что его страна нуждается в защите "от агрессивных действий США". Отвечая на вопрос журналистов о выдвинутых против Башира обвинениях, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков ответил: "Он легитимный президент Судана".
Во время этого визита президент Судана обсудил также с Владимиром Путиным и министром обороны России Сергеем Шойгу вопрос создания российской военной базы, которая могла бы появиться в Порт-Судане на берегу Красного моря — втором по величине городе страны и ее единственном морском порте.
"Этого требует нынешнее время", — заявил РИА Новости по итогам визита глава комитета обороны и безопасности суданского парламента Аль-Хади Хамид. По его словам, создание базы не станет "чем-то удивительным".
Российская сторона готова на такой шаг, заявил первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности российского Совета Федерации Франц Клинцевич: "Понятно, что решение о создании в Судане российской военной базы на Красном море будет принимать Путин как верховный главнокомандующий, но лично я не вижу причин, по которым Россия может отклонить предложение суданской стороны, если таковое последует".
Судан может стать "одним из ключевых посредников в дальнейшем конструктивном взаимодействии России с мусульманским миром", заявил в свою очередь Интерфаксу глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.
"Назвать какой-то значительный российский интерес, связанный с полезными ископаемыми, или связанный с геополитическим или географическим положением этой страны, очень сложно", — сказал Би-би-си главный редактор журнала "Арсенал отечества" Виктор Мураховский.
Объективных причин посылать в Судан группы военных из ЧВК у России нет, говорит военный эксперт Александр Гольц. По его словам, российская военная активность в этом регионе продиктована скорее стремлением доказать любой ценой всему миру, что Россия способна "проецировать силу".