Процедура обмена состоялась на территории между подконтрольным Киеву населенным пунктом Майорск и донецкой Горловкой. При этом Киев ранее предложил к обмену только 237 человек — 40 человек из списка "ДНР/ЛНР" уже отбыли свои сроки наказания и обладают свободой перемещения, а еще 29 человек, отбывающих ныне наказание, отказались от обмена.
В соответствии с минскими соглашениями от 12 февраля 2015 года стороны конфликта в Донбассе должны были обменяться пленными еще в августе 2016-го по формуле "всех на всех", но процесс все прошедшие 14 месяцев не двигался с мертвой точки, сообщает Newsru.com.
В середине ноября представитель Украины в гуманитарной подгруппе Виктор Медведчук обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой содействовать в проведении обмена. После этого президент переговорил по телефону с руководителями ДНР и ЛНР, и 25 декабря в Москве прошла встреча, на которой Киеву и Донбассу при содействии главы РПЦ патриарха Кирилла удалось окончательно договориться о проведении обмена пленными 27 декабря.
В итоге обмен происходил не по обещанной схеме "306 на 74". В списках со стороны Донбасса находились 74 военнослужащих ВСУ, взятых в плен бойцами ЛНР и ДНР, а со стороны Киева — 306 человек, которые были задержаны властями Украины по подозрению в причастности к участию в ополчении Донбасса. Однако в последний момент украинская сторона "вычеркнула" из своего списка некоторых пленных, которые должны были вернуться на родину.
В список не подлежащих обмену со стороны Киева вошли "проблемные заключенные", которых спецслужбы по разным причинам отдавать не хотят. Эти пленные являются "ликвидным товаром", их рассчитывают обменять на иных условиях, более выгодных Киеву.
Что касается финансового вопроса, то если в начале военной кампании в списки на обмен можно было попасть за две тысячи долларов, то ныне стоимость возросла минимум до 20 тысяч долларов за человека. "Это нормальная средняя цена. Есть и такие фамилии, за которых просят 100, 200 тысяч, озвучивались даже цифры в миллион долларов", — пишет "Московский комсомолец".
Как стало известно Русской службе Би-би-си, в окончательные списки на обмен не попали ни россияне, отбывающие наказание в украинских тюрьмах по обвинению в покушении на территориальную целостность Украины, ни находящиеся в российских тюрьмах украинцы. Ранее адвокат Виктор Чевгуз заявил, что в списках на обмен нет россиянина Виктора Агеева, о попадании в плен которого Би-би-си рассказала в июне.
Адвокат Илья Новиков, защищавший Надежду Савченко и участвовавший в других громких процессах против украинцев в России, накануне обмена сообщил Би-би-си, что по его данным, не будут выданы и остающиеся в российских колониях граждане Украины.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, может ли попасть под обмен, например, режиссер Олег Сенцов, 25 декабря сказал: "Процесс [согласования обмена] настолько чувствительный, что сейчас лучше о каких-то деталях не говорить".
С предыдущего обмена пленными между Киевом и самопровозглашенными ДНР и ЛНР прошел год. В декабре 2016 года при посредничестве Украинской православной церкви Московского патриархата и патриарха Кирилла, в частности, был освобожден украинский военнослужащий Тарас Колодий — последний из защитников Донецкого аэропорта, который пробыл в плену почти два года, напоминает Русская служба Би-би-си.
В ответ представители СБУ освободили граждан России Владимира Безобразова и Владислава Кондалова. Кондалов принимал участие в боевых действиях на стороне ЛНР, а Безобразов был задержан в Одесской области и обвинен в посягательстве на территориальную целостность Украины.
В последующий год стороны в рамках минского процесса неоднократно возвращались к теме обмена пленных, но сдвинуться с мертвой точки им долго не удавалось.