Первый тур выборов украинского президента уходит в историю вместе с каждым следующим обработанным бюллетенем, сейчас уже понятно, что лидеры определены, и во второй тур выходят актер и шоумен Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко.
При этом Владимир Зеленский выходит во второй тур с гигантским, по украинским меркам, отрывом в 14%, однако без выстроенной в регионах команды, без партии, без фракции в парламенте — всех обязательных до недавнего времени атрибутов успешного политика национального масштаба.
Петр Порошенко проходит во второй тур с партией, региональными штабами, поддержкой большинства силовых органов, но одновременно со страшным грузом антирейтинга более чем в 45%, с результатом в районе 16%, который говорит только об одном — нужен решительный позитивный рывок, на одном негативе против конкурента-комика выборы не выиграть.
Сейчас главным кандидатам пришла пора охотиться на "неглавных". Первым о своей позиции объявил Анатолий Гриценко. "Во втором туре ни при каких условиях не поддержу Порошенко! Его я хорошо знаю. Зеленского я не знаю", — заявил он.
И в партийном зачете самый оглушительный успех как раз не у Владимира Зеленского, а у внезапно набравшего 5,95% голосов лидера малоизвестной партии "Сила и честь" генерал-полковника Игоря Смешко. Бывшего главу СБУ времен Леонида Кучмы по большому счету поддерживал один журналист — Дмитрий Гордон и его проект "Гордон". А каков результат: он в два раза больше того, что давали кандидату-силовику социологические опросы накануне выборов.
Накануне выборов от этого кандидата прошла рекламная кaмпания с призывами "Объявить всеобщую мобилизацию!", "Прервать железнодорожное сообщение с Россией!" — и все эти "популярные" в восточных областях призывы, разумеется, были подписаны кратко — "Ю.В. Тимошенко".
Выборы, как они есть
"Очередные выборы президента Украины 31 марта 2019 года состоялись в конкурентных условиях с соблюдением базовых стандартов настоящих выборов, а случаи нарушения национального законодательства, не стали критической помехой для реализации прав граждан избирать и быть избранными", — первые строки заявления авторитетнейшей на Украине Гражданской сети "Опора" говорят сами за себя.
Выводы "Опоры" поддерживают многочисленные международные наблюдатели, их, кстати, было зарегистрировано в ЦИК 2344 человека. Забавно, что и нарушений на прошедшем голосовании было зафиксировано почти столько же — более 2600, среди которых большинство составили относительно мелкие нарушения вроде селфи с бюллетенем или прозрачных шторок в кабинке для голосования, но были зарегистрированы и подкуп избирателей, и подвоз военнослужащих на участок, где нет воинской части. По итогам выборов, к обеду 1 апреля, открыто 61 уголовное дело.
Как все это выглядело на участках? Очень спокойно, если голосовать в правильном месте — не там, где голосует Петр Порошенко или Владимир Зеленский. Друзья из России часто спрашивали в последние дни о том, не продавали ли чего-нибудь перед участками? На украинские избирательные участки люди давно идут голосовать, буфетов и выездной продажи овощей там не бывает, но было множество детей, которых родители вели с собой на выборы.
В этих выборах приняли участие чуть больше 98 тысяч избирателей с пропиской в Донецкой и Луганской областях. Я был в их числе — в реестрах избирателей смена места голосования занимала десять минут и для нее нужен был один документ, паспорт с донецкой пропиской. На участке свое имя я нашел сразу, регистрацию как журналист тоже прошел без проблем — расслабленные полицейские не обращали внимание ни на иностранных журналистов, ни на наблюдателей от ОБСЕ, действующих парламентариев из Ирландии и Швеции.
Кто голосовал за Зе?
Самым большим открытием на украинских выборах 2019 стало количество людей, не знавших, за кого отдадут свой голос, и принимавших решение в кабинках для голосования. И ни одного человека за четыре часа, кто в разговорах со мной признался, что проголосовал за Владимира Зеленского. Но они были!
"У меня маме 64 года, и она никогда в жизни не голосовала, сейчас она агитирует всех идти на выборы, — рассказала приехавшая в Киев из Одессы женщина. — Она отказывается говорить, за кого она будет голосовать, но я понимаю, что раз стесняется — значит за Зеленского! Этот сериал „Слуга народа" всех свел с ума!".
Известный активист Павел Островский принимал участие в выборах в родной Дружковке, Донецкой области. На его участке на Донбассе первое место занял Юрий Бойко (478 голосов), но второе Владимир Зеленский (230), а за Петра Порошенко проголосовало 64 избирателя, и он четвертый в этом рейтинге.
В зоне Операции объединенных сил в Донбассе было открыто 79 специальных участков для военных, на утро было известно, что после подсчета голосов на 60 участках за Зеленского там отдали голоса 9718 человек, за Порошенко — 9927. Такое голосование в воюющей армии весьма показательно.
Голосование за Владимира Зеленского, равно как и его победа, не воспринимаются многими на Украине как свидетельство кризиса, феноменом является скорее его универсальность — он привлекает и "ватников", и "патриотов", и людей из Дружковки и Львова, и бабушек, и ученых с видными управленцами.
Они, кстати, пережили "День тишины" и остались на улицах в день выборов. Я встретил очень нецензурную картинку в социальных сетях: в корпоративных цветах и шрифтах Петра Порошенко красовалась фраза с указанием направления куда следует уйти действующему президенту. Картинку в том числе перепостила моя знакомая Ирина, бывший советник АП Украины, стоявшая у истоков антикоррупционной реформы, она курировала создание НАБУ. И она тоже голосовала за Владимира Зеленского. Ее ответ показывает настроения, царящие в среде управленцев.
"Мой ответ на вопрос по поводу моего голосования за Зеленского прост, — пояснила Ирина, — Верховная Рада в случае избрания Владимира Зеленского президентом Украины готова проголосовать за изменение конституции, у нее для этого три сессии будет — у нас будет парламентская республика. И все пойдут на самые важные будущие выборы в парламент, чтобы менять эту страну. Если будет Петя, Юля, Юра, который Бойко — это все будут истории про единоличных управляющих этой страны, а мы должны прийти к парламентской республике!"
Что ожидать от ближайших трех недель? Ничего хорошего — война компромата на Украине выйдет на небывалый уровень, но могут случиться и судьбоносные дебаты актера разговорного жанра, который пока всячески пытается отвертеться от любого интервью и уже снискал себе славу политика, не умеющего общаться с журналистами, с президентом страны, у которого в этом вопросе слишком богатый опыт.
Главное, что решение будут принимать люди. Возможно они недостаточно образованы, критичны или интеллигентны, но какие есть. Украина по-прежнему не может предсказать имя своего будущего президента.