В Китае не только устанавливается огромное количество видеокамер с технологией распознавания лиц, здесь развивается так называемая система социального кредита, с помощью которой можно наказывать граждан за плохое, по мнению властей, поведение. Например, запрещать им проезд в общественном транспорте.
Из рыбацкой деревни в мегаполис будущего
Шэньчжэнь — важный промышленный и транспортный центр, часть огромного экономического региона в дельте Жемчужной реки. Сейчас все автобусы и такси в городе с 12-миллионным населением — электрические.
Лишь тридцать лет назад Шэньчжэнь был рыбацкой деревней, окруженной рисовыми полями. Все изменило создание первой специальной экономической зоны, куда были допущены иностранные инвесторы. В этом году Шэньчжэнь был представлен на выставке технологий умных городов в Барселоне.
Цзян Вэй Дун, возглавлявший делегацию китайского города, рассказал Би-би-си, что умные технологии сделали Шэньчжэнь чище и помогли перевести автобусы и такси на электроэнергию.
Была введена и новая система медицинских данных, которая дает доступ к медицинским карточкам китайцев, приезжающих со всех концов страны.
Что же касается массового наблюдения, Цзян Вэй Дун отрицает, что в Шэньчжэне камеры следят за людьми.
Супергорода на стероидах
Больше 58% китайцев живут в городах, и к 2050 году городское население вырастет еще на 292 миллиона человек.
Сейчас китайские власти насчитывают 662 больших города, из них 160 городов-миллионников.
Среди планов на будущее — создание 19 гигантских городских агломераций и первого в мире супер-города с населением больше 40 миллионов человек.
Такие мегаполисы потребуют новых подходов к контролю за дорожным движением и другими сферами городской жизни.
Волчий билет для цифровой эпохи
Маленькие оплошности в небольшом городе — выкинуть фантик под ноги, включить громко музыку, перебежать на красный свет — становятся серьезными проблемами в мегаполисе.
Китайский ответ: система социального кредита. Она чем-то напоминает антиутопию Джорджа Оруэлла "1984", где государство контролирует все сферы жизни — и даже мысли.
В китайской системе социального кредита граждане поощряются за хорошее поведение и наказываются за плохое.
Уже в этом году миллионы китайцев не смогли купить билеты на поезд или самолет. Это наказание за проступки — от курения в поезде до проезда по просроченному билету.
На данном этапе нет централизованной системы, и социальный кредит граждан регулируется местными властями.
По данным Human Rights Watch, система социальных кредитов используется и в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, где власти КНР занимаются "перевоспитанием" мусульман-уйгуров.
Попавшие в прессу документы показывают, что речь идет о принудительных лагерях для сотен тысяч человек.