Брат одного из боссов "Коза ностра" на Сицилии развозит бесплатную еду в бедном районе Палермо. "Я это делаю, потому что люди звонят мне и плачут, что им нечем кормить детей", — говорит он.
"Одна молодая женщина звонит каждый день. У нее пятеро детей, и она не знает, как их прокормить". По его словам, если быть мафиози означает помогать людям, то он гордится, что его так называют.
"Я делал ровно то же самое", — говорит Гаспаре Мутоло, бывший член сицилийской мафии, который выступал свидетелем на десятках судебных дел, давая показания против своих бывших соратников.
"Я всегда был обаятельным, и люди думали, что я очень щедрый. Мафия хочет заручиться доверием людей, поэтому я тщательно скрывал, чем именно занимаюсь. Но не забывайте — я был преступником, убившим больше 20 человек".
Мутоло дал интервью Би-би-си через соцсети. Он находится в секретном месте, под защитой полиции, и проводит время, занимаясь живописью. На многих его картинах изображено, как щупальца мафии охватывают общество.
Сам Мутоло говорит, что, когда он помогал бедным семьям, их не интересовало, чем именно он занимается в другое время.
"Если ваши дети плачут, потому что дома нет еды, или ваш бизнес вот-вот обанкротится, вас не волнуют последствия того, что вам помогают "плохие люди". В такой момент люди думают лишь о том, как выжить", — говорит он.
"Ты мне, я тебе"
Мафия всегда предлагала продовольственную помощь нуждающимся.
"Цель — заручиться доверием людей и одновременно создать альтернативную государству структуру", — говорит Никола Граттери, главный прокурор в Катанцаро и следователь по делам, связанным с мафией.
Мафии нужна поддержка населения. "В условиях нынешнего кризиса из-за коронавируса это [помощь нуждающимся] будет происходить все чаще", — говорит он.
Но принимать помощь от мафиози чрезвычайно опасно, говорит Энца Рандо из организации, занимающейся борьбой с мафией.
"Мафия никогда ничего не делает из добрых побуждений. Они такого просто не понимают, — говорит она. — В их мире есть лишь один подход — я помогу тебе, ты поможешь мне".
На краю пропасти
Марчелло — хозяин ресторана в Палермо. Ресторан закрыт с марта. "Я просто дожидаюсь, когда кто-нибудь из мафии придет и предложит купить ресторан, — говорит он. — Самому мне его открыть уже не удастся".
По словам Марчелло, все происходит очень просто. Кто-то стучится к вам в дверь и предлагает купить ваш бизнес здесь и сейчас. Можно поторговаться. Затем часть денег переводится на ваш счет в банке, а остальное приносится наличными.
От предложения наличных, не облагаемых налогами, отказаться трудно.
"Сейчас мой бизнес банкротится. Если кто-то предлагает тебе спасательный жилет, выбор прост — можно утонуть со своими идеалами или остаться на плаву", — говорит он.
Обычно мафия не требует ничего взамен сразу. Но рано или поздно расплачиваться придется.
Например, по его словам, перед выборами он появлялся на пороге тех, кому помогал, и говорил: "Ciao bella, помнишь меня? Я тебе помогал, когда тебе это было нужно. Сейчас ты нужна мне. Все, что я хочу, это чтобы ты проголосовала за такого-то кандидата".
Подобная практика называется "voto di scambio" — покупка голосов.
"Дешевые" кредиты
Мафии всегда на руку глобальные кризисы, а нынешняя пандемия для них просто мечта.
"У них очень много денег, причем наличными", — говорит Мутоло.
По его словам, по сравнению с государственными службами они оказывают помощь гораздо эффективнее.
Посмотрите на пример Антонио и его жены Франчески. У них мясная лавка в маленьком городке в Апулии, на юге Италии. Вскоре после начала карантина к ним пришел один из их постоянных клиентов и предложил финансовую помощь.
"Мы посмотрели друг на друга, и у нас сердце замерло: мы сразу поняли, что происходит", — говорит Антонио. Он и его жена отказались от предложения.
Мафия специализируется на дешевых кредитах с низкими процентами.
Но, как говорит Граттери, рано или поздно подобный благотворитель назовет реальную цену своей помощи.
"В этот момент начинается медленная агония. Мафия в таких случаях не хочет зарабатывать — им нужно захватить бизнес, чтобы отмывать через него деньги".
Деваться некуда
С тех пор как в Италии начался локдаун, количество звонков на горячую линию, открытую для жертв кредиторов, возросло на 100%.
"Если правительство Италии будет не в состоянии помочь этим людям, они окажутся в объятиях мафии", — говорит Аттилио Симеоне, сотрудник горячей линии.
Мировую экономику ожидает самый серьезный кризис со времен Великой депрессии 1930-х годов. Аналитики считают, что ВВП Италии упадет на 9,1%, и многие итальянцы окажутся в очень тяжелом положении.
"Это самый благоприятый момент для мафии, — говорит Энца Рандо. — Сейчас нужны срочные меры".
Она и другие специалисты, занимающиеся борьбой с мафией, говорят, что правительству необходимо опередить мафию, предоставляя финансовую помощь как населению, так и бизнесу.
Слишком мало, слишком поздно
Правительство Италии уже заявило, что выделит до 25 тысяч евро пострадавшим предпринимателям. Но Марчелло не намерен просить займ у правительства.
Владельцы многих ресторанов считают, что единственный выход — продать бизнес мафии
"Я не смогу расплатиться. После карантина все должны будут по-прежнему соблюдать правила социального дистанцирования, а это значит, что у ресторанов будет меньше клиентов и меньше доходов", — говорит он.
По его словам, все знакомые ему хозяева ресторанов тоже так думают, и многие считают, что единственный выход — продать бизнес мафии как можно скорее.
"Я чувствую себя отвратительно, — говорит Марчелло. — Всю жизнь я был против мафии, а сейчас мне придется пойти против моих убеждений".