Foto: PantherMedia/Scanpix
Год назад в Латвии вступили в силу поправки к гражданско-процессуальному закону, согласно которому от семьи изолируют домашнего тирана или насильника, а не его жертву.

С тех пор, как у полиции появились права разлучать домашних тиранов с их жертвами, стражи порядка прибегали к этой процедуре уже около 100 раз. Чаще всего приходилось помогать именно жертвам семейного насилия. Этой возможностью воспользовались десятки женщин в латвийских регионах. Правда, как показала практика, разлученные с семьей мужчины зачастую совершают самоубийства.

Как отмечает портал LSM, поправки к законам, принятые год назад, позволяют использовать методы временной защиты от насилия. Они были разработаны для того, чтобы уменьшить уровень насилия в семьях. С помощью судебного решения лицо, которое представляет угрозу для своих родных и близких, можно лишать возможности возвращаться и проживать в доме, где живет потенциальная жертва.

Изначально в полиции относились к новым нормам с долей скепсиса, поскольку обычно насилие в семье сопряжено с распитием алкоголя, поэтому с дебоширами можно было бы продолжать бороться с помощью вытрезвителей. Однако вскоре полицейские признали, что новая норма действительно работает и приносит пользу.

Если риск домашнего насилия высок, решение о разлучении дебошира и жертвы может принимать и полиция. В этом случае домашнего тирана можно изолировать от его жертвы на 8 дней. В прошлом году полиции пришлось 91 раз принимать подобные решения, с начала этого года — уже 25.

Что касается вынесения подобных решений в суде, то в прошлом году этой
возможностью воспользовались 300 человек. Чаще всего защиту ищут в Земгале и Латгале. В Риге Госполиция принимала подобное решение пять раз, а Рижская муниципальная полиция — 6 раз.

Глава полиции порядка Артис Вельш пояснил, что практика показала: домашние тираны — это рецидивисты, и если их разлучают хотя бы на день с жертвами, они снова возвращаются, устраивают скандалы, и все повторяется.

В Риге и больших городах пьяного дебошира всегда можно на сутки отправить в вытрезвитель, однако в провинции у людей такой возможности нет. Зачастую в сельской местности нет даже соседей, у которых можно попросить о помощи.

Несмотря на тот факт, что новая норма приносит плоды, зафиксировано несколько случаев, когда разлученные с семьей дебоширы совершали суицид. Возможно, им негде было жить, т.к. в Риге есть приюты, а на периферии их нет. Также предполагается, что мог сработать и психологический аспект.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!