Foto: DELFI
Под контролем сотрудников Земгальского управления Рижской муниципальной полиции (РМП) находится обширная территория: Золитуде, Агенскалнс, Засулаукс, Шампетерис, Торнякалнс, Зиепниеккалнс, Валдлаучи и ближняя Пардаугава. Ежедневно за порядком на этой огромной площади следят пять экипажей РМП. Как живет ночная Пардаугава и с чем приходится сталкиваться полицейским, портал Delfi решил узнать, отправившись с инспекторами РМП Владимиром и Клавсом на ночное дежурство.

Foto: DELFI

Мы начинаем дежурство от полицейского управления на ул. Э. Смильгя, 48. Рядом — Агенскалнский рынок и бесчисленные маленькие кафе и магазинчики, в которых, несмотря на запрет, любителям зеленого змия наливают даже по ночам. Вечер перед выходными днями всегда насыщен различными инцидентами, но, когда такое выпадает на полнолуние, у полиции объем работы автоматически увеличивается в несколько раз. Британские ученые, наверняка, давно разгадали взаимосвязь между поведением человека и фазой луны, но сотрудникам правопорядка это уже и так давно известно на своем опыте. Дежурная часть то и дело отправляет экипажи на вызовы с семейными конфликтами.

Подъезжаем к темному подъезду одного из деревянных домов на ул. Маза Нометню. Раньше здесь располагалась известная в округе "точка" по торговле спиртным. С недавнего времени алкоголем здесь больше не торгуют, однако дом включен в маршрут обязательного патрулирования: кто знает, может, накануне праздников подпольный пункт нелегального розлива снова начнет функционировать.

"У нас тут на ул. Лапу есть круглосуточный магазин. Работает на совершенно законных основаниях. Но совсем не на законных после 22.00 продолжает торговлю спиртным", — рассказывает Владимир в то время, когда мы наблюдаем за магазином, находясь в паре сотне метров. Жизнь здесь и вправду кипит: то и дело к дверям подходят компании или одинокие мужчины, которые, судя по спотыкающейся и шаркающей походке, уже вовсю отмечают Рождество ну или просто долгие выходные.

"Поскольку в нашем незримом присутствии никто с бутылками не выходит, мы продолжим патрулирование, а магазином займутся коллеги в другой раз", — говорят полицейские.

Foto: DELFI

… Проезжая по улице Бариню мимо Агенскалнского рынка, полицейский заметил стоящего на коленях подвыпившего мужчину в грязной одежде и с разбитой головой. Сотрудник выходит из машины, надевает перчатки и спрашивает: "Ну и как ты умудрился два рога отрастить? Посмотри какие у тебя большие шишки на голове".

Мужчина заплетающимся языком ответил что-то невнятное. "Нужно будет его забирать. В таком состоянии и виде нельзя находиться в общественном месте, к тому же очень холодно. Вызовем ему "Скорую", пускай его осмотрят", — поясняет нам полицейский. У мужчины пытались узнать личные данные — дату рождения и имя, но тот каждый раз путался в показаниях. Было решено, что все детали выяснят в участке, там же дождутся медиков.

Как и в любом случае задержания, мужчину поставили лицом к машине, руки положили на капот и начали обыск. Каждую из найденных в карманах вещей обязательно показывают перед камерой и помещают в специальный пакет, который затем опечатывают. Поскольку задержанный не оказывал сопротивления и вел себя сравнительно спокойно, применять наручники не пришлось — его поместили в машину и отвезли в участок.

В участке задержанным занялся старший инспектор дежурной части — был пройден тест на уровень содержания алкоголя и зачитаны условия пребывания в изоляторе. У задержанного в организме оказалось 3,08 промилле.

"Ну вот зачем ты мне такую х…ю делаешь? Что я тебе плохого сделал? Зачем ты меня за решетку сажаешь?" — спрашивает мужчина у полицейского.

"Конечно, полиция всегда виновата. А ты не подумал, что мы тебе большую услугу сделали? Вот обокрали бы тебя, и ты бы с этим ничего не смог сделать в таком состоянии. И тогда полиция тоже виновата была бы — плохо работает, не ловит карманников. Ты здесь пробудешь несколько часов, потом сможешь пойти домой. Хоть немного оклемаешься", — отвечает сотрудник правопорядка. В этот момент выражение лица задержанного начинает приобретать другую эмоцию — ничто иное как озарение.

"Да, спасибо вам большое", — ответил мужчина.

Пока помещение изолятора наполнялось выхлопами перегара, в участок подоспела бригада медиков: у мужчины были две большие гематомы на голове, и такие вещи полиция не может оставлять без внимания. Фельдшер заходит в изолятор к задержанному, который уже успел удобно расположиться на полке и уснуть, и говорит: "Просыпайтесь! Вас нужно осмотреть". Мужчина, пыхтя, усаживается.

"Вы падали?", — спрашивает медик. "Да!", — заявляет пациент. "Где и как?", — продолжает серию вопросов фельдшер. "К вашим ногам!", — выдержав паузу, отвечает задержанный. "Жалобы есть?". "Никак нет!". "Значит, вы отказываетесь от осмотра?", — спрашивает медик. "Да! Так и запишите, девушка", — отвечает мужчина. "Я не девушка, я — медик, для пациентов я бесполое существо", — отвечает фельдшер.

В итоге, мужчине измерили давление — оказалось 140/80, что весьма нормально для человека в таком состоянии. Медики сообщили полицейским, что гематомы не серьезные, и мужчина может обойтись без лишнего врачебного вмешательства, после чего отправились на следующий вызов, а мужичок отправился спать.

Foto: DELFI

Пока наш микроавтобус кружит по Пардаугаве, сотрудники РМП охотно рассказывают о своих буднях. Профессия полицейского не так проста, как кажется на первый взгляд: для выполнения своих обязанностей нужно не только знать законы, уметь пользоваться оружием и правильно применять силу, но и регулярно проходить курсы повышения квалификации. Эти семинары могут быть связаны как с оказанием помощи людям, попавшим в кризисную ситуацию, так и с тактикой — умением контактировать с напарниками при выполнении сложных заданий (например, при штурме здания), расставлять приоритеты в действиях и оценивать обстановку в целом.

Плюс ко всему, работа полицейского имеет свою эмоциональную нагрузку. Так, например, иногда случается, что люди, которым оказывается помощь, пишут жалобы, а порой и вовсе совершают неадекватные поступки, чтобы очернить сотрудника правопорядка.

"Конечно, такие случаи происходят регулярно, когда человек, которого мы подобрали с улицы, утверждает, что мы его обокрали. Говорит: не досчитался денег. Но ведь изъятие личных вещей при задержании происходит перед камерой, установленной на лобовом стекле служебного буса. Вещи помещаются в специальный конверт или мешок, который после опечатывается. Если кто-то его вскроет до возврата владельцу, это будет сразу видно", — рассказывает полицейский.

"Был один забавный случай, когда мы задержали пьяного молодого человека и отвезли в участок. Когда приехали на территорию базы и выпустили его из машины, тот, без шуток, начал сам себя избивать — несколько раз смачно так врезал себе по лицу. А потом дежурной части заявил, что это мы с напарником его якобы избили. Но ведь это каким дураком нужно быть, чтобы не подумать о камерах, которые установлены во дворе", — делится историей сотрудник полиции, добавляя, что парень, скорее всего, таким образом надеялся получить какую-то денежную компенсацию.

Чтобы обезопасить своих работников от подобных случаев, Рижское самоуправление снабдило каждого полицейского личной камерой наблюдения, которая имеет официальное название Taser Axon Flex, или просто "аксон". Камера имеет дугообразную форму и крепится на шею. Вы ее не видите, однако она видит вас. Также, это устройство помогает контролировать самих полицейских и фиксировать их возможные незаконные действия.

Foto: DELFI

… Едем в Зиепниеккалнс, на печально известные огороды, которые давно уже облюбовали бомжи и бродяги, создав в районе высоковольтной линии едва ли не республику бездомных со своими правилами и иерархией. Летом здесь следят за своими участками обычные огородники — в основном жители Зиепниеккалнса и примыкающей к району части Пардаугавы. С поздней осени и до ранней весны территория переходит под контроль бродяг. Здесь они живут, занимая опустевшие домики, сюда сносят груды хлама, собираемого по окрестностям.

"Не секрет, что бездомные злоупотребляют алкоголем. Придут в домик, разопьют алкоголь, затопят печку и заснут. Поэтому здесь часто случаются пожары с погибшими и пострадавшими. Но бывает и так, что люди наоборот замерзают в неотапливаемых будках. В общем, место то еще, поэтому мы также регулярно его обследуем", — говорит Владимир.

Мы сворачиваем с освещенной улицы Озолциема в лесной массив и плутаем по разбитой ухабистой дороге, ведущей к огородам. Внезапно в гуще леса фары полицейского буса выхватывают стоящую на обочине легковушку с негорящими фонарями. Судя по силуэтам, в салоне находятся два человека. Полицейский экипаж медленно проезжает мимо, сидящие в машине люди, не делая резких движений, взглядами провожают стражей порядка.

Это кажется подозрительным, поэтому, развернувшись при первой же возможности, мы едем обратно. Одновременно с нами движение начинает и легковушка, однако вскоре водитель решает остановиться. Картина жутковатая: темный лес, цепляющаяся за голые ветки деревьев полная луна, завывающий сильный порывистый ветер. Однако на этом все ассоциации с фильмом ужасов и заканчиваются: в машине двое парней, которые просто приехали в лес обсудить насущные проблемы. Оба трезвые и адекватные. Говорят, что решили уехать, потому что перепугались полиции. На всякий случай данные водителя и пассажира, а также номер машины пробивают по базе. Но и там все чисто.

"Что ж, бывает и такое. Может, им действительно нужно было поговорить о своих делах вдали от городского шума", — замечает наш проводник Клавс.

Foto: DELFI

Едем в сторону Торнякалнса. Ночная жизнь постепенно набирает обороты. На перекрестке улиц Виенибас гатве и Оливес патруль замечает двух парней, которые распивают пиво на ступеньках магазина. Машина разворачивается и подъезжает к "отдыхающим".

Молодые люди, при виде патрульного буса сразу же встали и попытались уйти, но не тут-то было.

"Что отмечаем?", — спрашивает полицейский. "Да ничего, просто после работы решили купить пиво с чипсами и немного посидеть. Мы вообще собирались уже домой идти", — отвечает парень. Отговорка, увы, не помогла — факт распития алкогольных напитков в общественном месте зафиксирован, поэтому нужно оформлять протокол.

Молодым людям оказалось по 20 лет, оба работают в строительной сфере, один из них приехал на заработки из провинции. На вид весьма добропорядочные и не агрессивные, просто оказались не в то время, и не в том месте. Данные парней проверили по базе — в розыске не числятся, никаких нарушений не было. В итоге, протокол был составлен на одного парня, поскольку именно его "застукали".

"После Нового года нужно будет явиться по адресу, указанному здесь. Начальник решит вопрос о мере наказания", — сообщает полицейский и протягивает молодому человеку протокол. Парни тяжело вздохнули и отправились по домам.

"Жалко его, на вид ведь нормальный. Какой ему штраф выпишут?", — спрашивает репортер.

"Он, скорее всего, отделается предупреждением раз до этого нигде не попадался. Но ему обязательно нужно будет явиться в участок", — отвечает полицейский.

Foto: DELFI

…Экипаж снова едет в сторону Зиепниеккалнса, где были осмотрены точки, входящие в маршрут патрулирования: круглосуточные "магазины-наливайки" и бар с интересным названием Clubnička, в котором периодически происходят потасовки с участием бывших заключенных и просто подвыпивших посетителей.

Параллельно этому, сотрудники правопорядка высматривают на улицах подозрительных личностей, чье поведение можно охарактеризовать как странное, или с большими сумками, в которых может быть нелегальный спирт или контрабандные сигареты.

Что еще бросается в глаза при объезде территории, так это огромные кучи мусора, в том числе и строительного. Оказывается, это действительно бич последних лет: нерадивые рижане особо не заморачиваются, например, с заказом специальных контейнеров для строительного мусора, а предпочитают по ночам вывозить его в лес и сгружать.

"Это характерно и для Зиепниеккалнса, где много лесных массивов. В этом году мы задержали здесь водителя грузовика, который сваливал мусор, не довезя его до свалки. Есть такие места и в Золитуде", — рассказывает Владимир.

Одну легковушку, в которой, судя по всему, привезли несколько мешков мусора, экипаж позже заметит в Золитуде, на ул. Микус. Заметив приближение полиции, водитель спешно уезжает. На обочине остаются новые мешки. Рядом — груда старых пакетов. Вероятно, сюда свозят бытовой мусор жители частного сектора, которым не хочется заключать договоры с коммунальными службами. Или же отходов у них так много, что они не помещаются в стандартных контейнерах.

"Ловим, предупреждаем, штрафуем. Иногда это действует, иногда нет. Но бороться с этим надо, в противном случае тут все леса и парки завалят отходами", — говорит Владимир.

Foto: DELFI

Еще два вызова поступают с ул. Русес и Озолциема: жители жалуются на неправильно припаркованные автомобили. В одном из многочисленных дворов Золитуде мы обнаруживаем оставленный на тротуаре Jaguar. Машину фотографируют со всех сторон и фиксируют данные в протоколе. Владельцу выписывают штраф на 30 евро, оставляя "горчичник" на лобовом стекле.

В Зиепниеккалнсе две машины, включая раритетные "Жигули", также оставлены на тротуаре. Полицейские проверяют авто по базе данных, после чего также оставляют предрождественские "письма счастья".

"Знаю, что многие рижане нас ругают за штрафы, которые мы выписываем за неправильную парковку. Нас упрекают в том, что мы едва ли не гонимся за легкой наживой. Но давайте смотреть на вещи честно: если есть правила, их необходимо соблюдать. О том, что эти правила нарушаются, нам по телефону или с помощью нового мобильного приложения (для Android, для iOS) сообщают сами жители. Если человек ставит машину так, что другим ни пройти — ни проехать, это наказуемо.

Люди беспечны, каждый полагает, что именно с ним ничего не случится. Но вот представьте: в многоэтажке горит квартира, вызывают спасателей, дорога каждая минута. Но приезжают пожарные, а их машина не может даже въехать во двор. Та же ситуация случается и со "скорыми". Возможно, это кому-то и не нравится, но Рижская муниципальная полиция будет продолжать бороться с нарушителями правил парковки", — резюмирует полицейский.

Foto: DELFI

Вызов на ул. Васара полицейские получают ближе к 02.00: по первоначальной информации, в одной из квартир разразился семейный скандал. Экипаж долго плутает по узким кривым улочкам Задвинья в поисках нужного адреса. В подъезде нас встречает подвыпившая молодая женщина со свежими повреждениями на лице.

"Это я вас вызвала. Меня бабушка избила: вот так взяла и со всей силы толкнула, что я ударилась. Пихала меня, кричала. Она меня домой не пускает, а у меня же там 11-месячный ребенок. Помогите мне, я даже заявление напишу", — говорит заявительница.

В скором времени картина ЧП начинает проясняться: 24-летняя женщина ходила на похороны друга, где перебрала со спиртным. Мать и бабушка женщины, помогающие воспитывать малыша, не впустили ее домой, поскольку та была пьяна и вела себя агрессивно.

Заявительница продолжает сбивчиво и по несколько раз подряд повторять одну и ту же историю, а потом просит, чтобы полицейские помогли ей пробраться в квартиру, а родственников бы наказали. Спустя 10 минут на первый этаж спускается аккуратно одетая женщина почтенных лет — соседка дебоширки.

"Что ты тут на ночь глядя устроила? Что ты себе позволяешь? Как ты относишься к своей семье? Разве тебе не стыдно?" — сдержанно говорит она.
"Иди давай к себе. Никто тебя вообще не звал и не смей вмешиваться в наши дела. Ничегооооо… Завтра утром ты у меня за все ответишь!" — угрожает заявительница, которую просят для установления личных данных подойти к полицейскому микроавтобусу.

Поскольку женщина все время жалуется на головную боль, ей вызывают "скорую". Медики осмотрели потерпевшую, но не нашли никаких повреждений, которые хотя бы как-то влияли на состояние ее здоровья. Разве что употребленный алкоголь.

Бравада пьяной женщины постепенно сходит на нет, когда ей становится понятно, что сейчас ее повезут в участок. Похваставшись, что она уже раз пять бывала в полицейском участке, хулиганка неохотно садится в машину. В это время к полицейским подходит пожилая женщина: "Заберите ее, пожалуйста. Она неуправляема. Когда она вернулась домой в таком виде, я попыталась вызвать полицию, но она вырвала у меня из рук телефон и разбила его. Теперь я даже не смогу вас вызвать, если что-то случится. Пускай она в изоляторе подумает над своим поведением", — говорит родственница заявительницы.

В участке начинается вторая часть "драмы": задержанная то слезно просит ее отпустить, обещая, что больше такого не повторится, то начинает злиться на полицейских.

"Отпустите меня. Я же себя сейчас хорошо веду. Мне с утра на работу. Ну что вам стоит? (повышая голос) Отпустите же меня! Я не хочу за решетку. (обращаясь к полицейскому) Что ж вы за человек такой плохой? "

"Полиция всегда плохая. Мы к этому уже привыкли. Вы пьяны и не можете за себя отвечать. До утра посидите у нас, а потом уже домой или на работу, куда там вам нужно", — говорит полицейский, закрывая женщину в изоляторе.

Дебоширка, пройдя проверку на алкометре, отправляется в камеру, где за стенкой мирно посапывая спит тот самый мужичок с ул. Бариню, которого полицейские подобрали пару часов назад.

… К утру в Шампетерисе полицейские задержали злоумышленника, который из трансформаторной будки украл алюминий и другие цветные металлы. Дежурство подходило к концу, город просыпался и готовился отмечать Рождество.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!