В семье Велдре 13 детей. Из них пятеро — приемные. Маленькой Гундине еще не было пяти, когда родители оставили ее в кафе и ушли. Навсегда. Затем был детский дом, а потом чудо, о котором мечтает каждый детдомовец. В семье Мары и Вилниса Велдре она стала девятым ребенком. И первым — приемным.
– Детские слезы! Ничего страшнее я не знаю, — вздыхает Вилнис, бережно поглаживая фотографию, на которой запечатлены его приемные дети. Глядя на маленьких ангелочков, красиво одетых, причесанных, улыбающихся в объектив фотоаппарата, с трудом веришь в те жуткие истории, которые пришлось пережить каждому из них в самом начале жизни.

Вилнис с Марой, их тринадцать детей — восемь своих и пять приемных, невестки, зятья, шестеро внуков — всего около двадцати пяти человек. Около — потому что на носу сразу несколько свадеб. А значит, новые члены семьи не замедлят заполнить кадры семейной фотохроники…

Вместе с женой Марой Вилнис стоит у истоков движения приемных семей Латвии и является его самым активным участником.

Чудеса еще случаются

Лиените оказалась никому не нужной еще до рождения. Девочку родила девятиклассница. По сути сама еще ребенок, новоиспеченная мать не могла заботиться о малышке. Бабушка новорожденной лежала в больнице — и казалось, что на всем белом свете не было больше никого, кто бы мог позаботиться об этом крошечном беззащитном человечке… Но чудеса все–таки случаются. И таким чудом стало усыновление Лиените супругами Велдре.

На двух приемных детях Вилнис и Мара не остановились. Третью приемную дочку супруги взяли из кризисного центра, куда попадают дети, пострадавшие от насилия в семье. Снежана, или Сниедзите, как зовут теперь девочку в семье, за свою маленькую жизнь много чего натерпелась. Супругам очень непросто было пробиваться сквозь недоверие и страх крошечного сердечка. Но и эту разбитую и растерзанную душу им удалось отогреть. Сегодня Снежана живет в любви и согласии в дружной и очень любвеобильной семье. Хотя проблемы все–таки остались. Ведь труднее всего стереть из памяти те раны, которые нанесли самые близкие и родные люди.

Квартирный вопрос

"Дети — это счастье, а много детей — это очень большое счастье!" — в этом уверены Вилнис и его супруга. Государство устами наших руководителей с этим соглашается: демографическая ситуация аховая. Но соглашается оно больше на словах. На деле же… На каждого приемного ребенка Велдре получают пособие — 70 латов в месяц. Много? Но ведь в детском доме на ребенка государство выделяет 300 латов. Супруги Велдре, впрочем, не жалуются — и за это благодарны. Излишеств позволить себе не могут, но главное, что дети у них всегда накормлены, одеты, обуты, учатся и работают. Без дела никто не сидит.

Но шаг в сторону позволить себе могут с трудом. Большому семейству денег на общественный транспорт просто не напастись. На семейном совете Велдре решили приобрести в кредит маленький "бусик". Глава семейства присмотрел хороший вариант, обратился в банк. Документы приняли к рассмотрению и вскоре позвонили: "Что же вы не сказали, что у вас многодетная семья?" — "А что тут такого? Я работаю, дети тоже…" Ан нет, оказывается, кредиты таким семьям банки не выдают… Хорошо, что все–таки нашлись добрые люди, одолжили денег, и Вилнис смог купить мини–автобус для семьи.

Но главное, что заставляет Вилниса все чаще подпирать голову кулаком, становясь похожим на роденовского "мыслителя", — извечный квартирный вопрос. Сколько раз он уже обращался в Рижскую думу, сколько бумаг исписал. А результат один — чиновники считают: "Нет оснований для предоставления жилья".

— О каком улучшении демографической ситуации в стране можно говорить, когда молодым семьям просто жить негде?! — восклицает мой собеседник.

Вот и мечтает Вилнис хотя бы в масштабах родного автобусного парка помогать молодым семьям. Сколько ведь с советских времен бесхозных общежитий осталось. Эх, сделать бы в них ремонт и заселить молодых специалистов с женами…

Влюбленный в автобус

Впрочем, это не единственная мечта отца большого семейства. Много лет подряд Вилнис мечтает создать музей истории развития своего родного автобусного парка. Материалов и информации накопилось уже предостаточно. В домашнем архиве хранится немало фотографий и исторических свидетельств. Один из самых ценных экспонатов — указ о создании 1–го рижского автобусного парка, датированный 26 августа 1946 года.

…С другом на колесах судьба свела его ровно сорок лет назад. Сразу после армии Вилнис пошел устраиваться в рижский автобусный парк. Так и ездил на "лазиках" до появления "икарусов".

С тех пор минуло немало лет. Много пассажиров перевез Вилнис и по улицам Риги, и по дорогам необъятных просторов СССР. Восемнадцать лет обслуживал междугородные рейсы. Наверное, и сейчас еще сидел бы за рулем любимого транспорта, если бы врачи не запретили. Пришлось сменить баранку на кресло начальника.

На дверях кабинета Вилниса висит табличка: "В. Велдре — заместитель контролера маршрутов". Вот уже десять лет Вилнис занимает эту должность. И каждое утро, приходя на работу еще засветло, он первым делом смотрит в окно на стройные ряды желтеньких "бусиков" и бело–синих "мерседесов". Ряды их то пустеют, когда автобусы выходят в рейс, то пополняются, когда смена заканчивается. Жизнь идет своим чередом. И все вроде бы хорошо, а чего–то не хватает… Что за непонятная грустинка в глазах у Вилниса?

— Эх, было бы здоровье, и сейчас бы за баранку сел, — со вздохом признается Вилнис.

…Стук в дверь. Сын Вилниса Увис заглянул за маршрутным листом к папе в кабинет как раз во время нашего разговора. Он работает водителем в том же 6–м автобусном парке.

Вообще в семье Велдре почти все водители. Даже теща Вилниса, которой восемьдесят шесть лет, по сей день лихо водит старенький любимый "запорожец"!

…Кому первым под венец

— Нас в трехкомнатной квартире уже тринадцать человек, а что будет, если еще один мой сын женится? — качает головой Вилнис. И хлопочет Вилнис уже вовсе не о большей жилплощади для своей семьи — давно уже понял, что бесполезно. За старших сыновей и дочерей сердце болит. Все они у него трудолюбивые — и учиться успевают, и работать. Но вот личное счастье устраивать могут только по очереди. Ведь свадьба, а главное, жилье требуют немалых вложений. Вот и вынуждена сестра отложить свадьбу до лучших времен ради свадьбы брата.

Впрочем, жаловаться в этой семье совсем не принято. Потому что всем взрослым вовсе не до этого — надо спешить на смену в родной автобусный парк. Ведь на остановках уже нетерпеливо топчутся пассажиры. Вот такие удивительные люди возят нас утром на работу, а вечером — домой!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!