На этой неделе президент Латвийской федерации хоккея Киров Липман должен встретиться с главой Международной федерации хоккея Рене Фазелем. Разговор пойдет о проведении чемпионата мира — 2006. По неофициальной информации, г–ну Липману и Латвии в этой чести будет отказано — за несговорчивость.
Нежелательные бумаги

Для того чтобы провести чемпионат, от Риги требовалось немногое — предоставить две спортивные арены. Правда, современные, каковых в латвийской столице нет. Значит, их нужно построить. А для этого — найти деньги и исполнителей. И их вроде бы нашли, но разгорелся нешуточный скандал. Еще весной Neatkariga Rita Avize написала, что соглашение о том, что строительство хоккейного зала в Риге будет доверено компании IMS Studio 6, было достигнуто до проведения конкурса. Более того — $400 млн. на строительство при этом предоставят не иностранные инвесторы, как обещал возглавляемый премьер–министром Андрисом Берзиньшем оргкомитет, а Латвия, то есть налогоплательщики.

В распоряжении газеты якобы имеются копии соответствующих документов. Согласно протоколу о намерениях, за свою работу IMS Studio 6 получит 10% от общего объема расходов по проекту. Однако в письме о полномочиях комиссионная плата установлена в 7,5% от общих расходов по проекту, при этом отмечено, что получит эти деньги вовсе не IMS Studio 6, а ее президент Горан Такач лично. Пресс–секретарь Андриса Берзиньша Арнис Лапиньш тогда заявил, что информация газеты не соответствует действительности.

Как "опустить" Питер

Diena, в свою очередь, отметила, что швейцарский бизнесмен югославского происхождения Такач связан с подозрительными сделками примерно на сумму $6 млн. По данным контрольно–ревизионного управления Министерства финансов России, Такач имел отношение к сделке, связанной с выдвижением Санкт–Петербурга в кандидаты на проведение Олимпийских игр. IMS Studio 6 в середине 90–х годов получила большой заказ на изготовление так называемых книг–заявок, однако большая часть книг стоимостью $7000 до Санкт–Петербурга так и не дошла. Швейцарская газета Tan в свое время писала, что через IMS Studio 6 и другие фирмы Такача из государственного бюджета России утекли по крайней мере $5 млн. Спустя пару дней всплыл еще один компромат. Строительство хоккейного зала, предложенное швейцарской маркетинговой компанией IMS Studio 6, собирается финансировать французский миллионер Андре Гуэльфи, пользующийся довольно скандальной славой. В марте Гуэльфи приезжал в Ригу на презентацию хоккейного зала и комплекса отдыха, и его представили как одного из потенциальных инвесторов.

Очень скандальный человек

Та же Diena сообщила, что Гуэльфи сыграл существенную роль в скандале о коррупции вокруг французской государственной нефтяной фирмы Elf–Aquitaine. В свое время газета Washington Post сообщила, что в девяностые годы Elf была "коррумпированной кассой", из прибыли которой французские государственные деятели платили взятки — "комиссионные". Гуэльфи был важным игроком этой системы, и в 1992 году при посредничестве двух его фирм были перечислены $40 млн. в виде "комиссионных", чтобы обеспечить приватизацию восточногерманского нефтеперерабатывающего предприятия Leuna. В 1993 году еще почти $20 млн. с помощью Гуэльфи были перечислены Христианско–демократической партии Коля, чтобы пополнить ее финансы для предвыборной борьбы. В феврале 2001 года Коль согласился уплатить штраф более чем в $150 000, заканчивая этим все расследования и избегая публичного оглашения финансовых тайн своей партии. Документы о приватизации Leuna "исчезли". Кроме того, по слухам, в своем личном самолете Гуэльфи возил человека, которого многие западные газеты связывают с узбекской мафией.

Липман настаивает на своем

После всех этих публикаций Международная хоккейная федерация с намеком спросила: может ли Рига потянуть чемпионат мира и не пора ли ей отказаться? Одновременно в Сейме разгорались серьезные страсти: левые потребовали рассекретить все документы, касающиеся сделки с IMS Studio 6, а одна из партий правящей коалиции — создать парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств дела.

Шантаж удался — оргкомитет решил разорвать с компанией Такача всяческие отношения. А 17 мая Латвийская федерация хоккея распространила официальное заявление, в котором говорилось, что между ней и швейцарской компанией IMS Studio 6 любые юридические действия прекращаются тоже. Уже через несколько дней появилась информация о том, что арену для чемпионата мира по хоккею 2006 года могут построить инвесторы, которые сейчас возводят хоккейный дворец в Чехии. Новость исходила все от того же Липмана, который подчеркнул: поиски возможного строителя хоккейной арены продолжаются, и от намерения провести чемпионат мира по хоккею Латвия не отказалась. Спустя некоторое время Липман назвал имена двух новых претендентов на строительство арены. Возможно, это всего лишь ирония судьбы, но и они тоже имеют швейцарскую "прописку" — Maple Leaf Stadiums AG и B+R Events.

Несмотря на это, IMS Studio 6 по–прежнему была готова осуществить проект. Однако этого не произошло, и в итоге договор по строительству подписала Multihalle, о которой тот же Липман ранее говорил, что она "не является инвестором, и, если будет начато сотрудничество с этим предприятием, придется брать кредиты, для которых потребуются государственные гарантии". Видимо, именно за то, что контракт был отдан "не тем, кому надо", Латвия и может лишиться права на проведение чемпионата.

Кому мы отказали

Когда Хуан Антонио Самаранч был избран президентом МОК, многие его земляки искренне этому радовались; без малого два десятилетия спустя от былого блеска вокруг имени Самаранча — даже при том, что король Хуан Карлос присвоил ему титул маркиза, — не осталось и следа. Причиной тому — скандальные обвинения в коррупции, разъевшей верхушку олимпийского руководства за годы правления новоиспеченного маркиза. Так, бывшего кумира вызывали в качестве обвиняемого в суд Барселоны на процесс о финансовых злоупотреблениях в холдинге "Эркрос". Банкротство этого химического гиганта в 1992 году — самое крупное в истории Испании — произошло при подозрительных обстоятельствах, нанеся ущерб кредиторам и акционерам в 1 млрд. долларов. Самаранч входил в состав совета директоров холдинга. Обвинение утверждает, что, используя свое влияние, он сначала добивался отмены процесса, а затем пытался отсрочить свою явку в суд.

После восстановления в 1977 году дипломатических отношений между Испанией и СССР Самаранч был назначен послом в Москву. Приехав в Советский Союз, он сосредоточился на спортивных делах. Свою энергию он направил на укрепление отношений с советскими спортивными боссами (в частности, с Виталием Смирновым, которому сейчас также предъявляются претензии в связи с коррупцией).

Дружбу с брежневской номенклатурой Самаранч поддерживал с дальним прицелом — он поставил своей целью стать президентом МОК. К этому возвышению испанца приложили руку и многие дельцы от спорта международного масштаба, почувствовавшие в Самаранче человека, с которым можно будет ворочать большими делами.

"Сардина" может все

В частности, французский бизнесмен Андрэ Гуэльфи по прозвищу Дедэ–Сардина, сколотивший состояние на торговле рыбой в Марокко, а позже возглавивший концерн "Ле Кок Спортиф", занимающийся производством горнолыжного оборудования. Гуэльфи утверждает, что Самаранча он "сделал своими руками", использовав связи в СССР. Сошедшись в середине 70–х с владельцем "Адидас" Хорстом Даслером, Гуэльфи начал манипулировать Международной федерацией футбола, обеспечивая избрание выгодных для себя кандидатов. Они определяли, где и когда будут разыгрываться футбольные кубки: "Без меня ни Аргентина, ни Испания, ни Италия никогда не получили бы Кубок мира. Если я делал это, то только потому, что мог потом продать в сотни раз больше спортивного инвентаря".

Примерно тогда же Гуэльфи наладил контакт с многолетним руководителем Спортивного комитета сначала СССР, а потом и Российской Федерации Виталием Смирновым, который для Гуэльфи был "преданным другом". Уже после крушения Союза, в 90–х, Гуэльфи взялся помочь Санкт–Петербургу выбить право проведения летней Олимпиады-2004. Это был бизнес чистой воды — если бы Питер вошел в пятерку "финалистов", он бы "провел сделки минимум на 3,5 млрд. франков. Я уже выбрал компании, договорился о комиссионных — все было готово". Все погорело из–за скандала с Elf.

Ну а тот самый человек в его вертолете, якобы связанный с узбекской мафией, — Гафур Рахимов (вице–президент Олимпийского cовета Азии и исполнительный член Международной ассоциации любительского бокса), которому запрещен въезд в страны Шенгена.

В 2000 году британский журналист Эндрю Дженнингс выпустил книгу "Большое олимпийское надувательство", в которой рассказал много интересного и скандального о бизнес–стороне большого спорта. Автор не обошел вниманием и Рахимова. Портрет получился таким: наркобарон, глава центральноазиатской мафии, пособник коррупции узбекского правительства и владелец завода по изготовлению фальшивых долларов под Варшавой. Кроме того, Гафур Рахимов получился связанным с международным преступным синдикатом, якобы занимающимся мошенничествами, продажей наркотиков и нелегальными поставками оружия. При всех наглых заявлениях Дженнингса в той же Варшаве Рахимов становится первым человеком в мире, удостоенным персональной благодарности председателя ОБСЕ. Однако Рахимов подал иск, и суд присяжных Верховного суда Южного Уэльса в течение двух часов принял решение в его пользу.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !