День летнего солнцестояния министр общественной интеграции Айнар Латковскис провел в Белоруссии. Он знакомился с жизнью тамошних латышей. Но по возвращении министра из дальних странствий "Телеграф" поговорил с ним об интеграции в нашей стране и все чаще звучащих в официальном Брюсселе предложениях о льготах негражданам.
Путешествие в детство

— Как вам понравилась Белоруссия?

— Такое чувство, что я окунулся в детство.

— Ностальгия по советским временам?

— Не ностальгия, нет. Просто сложилось ощущение, что ты находишься в бывшем Советском Союзе. Я ездил навестить белорусских латышей. Их там примерно 2500 человек, большинство живет в Витебской губернии. В основном это те люди, чьи родители некогда жили у границы с Белоруссией и во время существования СССР мигрировали. У них очень сильная община. Причем мы — единственное государство, которое имеет консульство в Витебске. Интерес к Латвии огромен, так как все ездят сюда к родственникам. Там также есть воскресная школа, где детки учат латышский язык.

— Но говорят ли они по-латышски?

— Да. Стесняются, но говорят. Даже есть такие случаи, когда нелатыши, но долгое время жившие в Латвии, отдают своих детей там в эту воскресную школу. Я у одного такого родителя спросил: для чего? Он ответил: остались хорошие воспоминания о нашем государстве.

— А как само Лиго отпраздновали?

— Я ехал специально на мероприятие, посвященное Лиго. Торжество происходило на реконструированной даче Ильи Репина. Были перемешаны как наши, так и белорусские традиции. То есть одновременно праздновали и Ивана Купалу, и Янов день. Поэтому пили как пиво, так и то, что они обычно наливают желанным гостям из огромных бутылей — самогон.

Все упирается в деньги

— Между тем, в эти дни Парламентская ассамблея Совета Европы утвердила кодекс, в котором предлагается дать возможность лицам без подданства, в том числе и негражданам, путешествовать внутри ЕС без виз.

— Сейчас путешествие без виз — одна из причин, по которой некоторые люди идут натурализовываться. Я думаю, что было бы правильнее стать реальным гражданином, а потом получить право безвизового режима. Это же в интересах самих неграждан!

— То есть вы против каких-то поблажек…

— (Долго молчит). Я не поддерживаю идею о каких-то особых льготах для неграждан. Вовсе не потому, что как-то к ним плохо отношусь. А потому, что люди при таком раскладе не захотят вообще становиться гражданами. Мы останемся с большим числом неграждан, и кто-то из них, передвигаясь по Европе, будет использовать свое положение как политический капитал. Это использует и Россия как аргумент против Латвии перед международными учреждениями. Мы же должны заботиться о том, чтобы как можно большее число населения стало гражданами.

— А как бы, на ваш взгляд, развивались события, если бы была принята резолюция Европарламента о том, что лицам без подданства и негражданам нужно дать право голосовать на выборах самоуправлений?

— Роль Европарламента в давлении на конкретные государства не такая, как у Еврокомиссии или Евросовета, чьи решения для нас важны. Да и резолюция по-любому не ведет к изменениям в регулах и директивах. Европарламент принимает много таких резолюций. Что-то подобное происходит ведь и в нашем Сейме. Принимаются бумажки декларативного характера, и что? Но нельзя сказать, что появление такой резолюции ни о чем не говорит. Это характеризует наметившуюся тенденцию.

— Тенденция появляется не на пустом месте. Темпы натурализации оставляют желать лучшего. Может быть, назрели изменения — упрощение и усовершенствование процесса?

— Ну да, очереди большие. Однако здесь все упирается в деньги. И вам на эту тему надо разговаривать с Министерством юстиции, которое ответственно за Управление натурализации. У них надо спросить, не предусмотрены ли у них поправки в бюджете следующего года, чтобы как-то разрешить эту ситуацию. В любом случае управление пытается оптимизировать свою работу само. Оно направляет желающих натурализоваться в те места, где посвободнее. Например, из столицы в регионы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!