Распределение ролей

Латвийская трансатлантическая организация (LATO) и Фонд Конрада Аденауэра в пятницу собрали министров, дипломатов и общественных деятелей, чтобы обсудить будущее НАТО после саммита в Праге. Один лучше другого расписывали участники встречи "геополитические конструкции будущего", искали общих врагов и находили способы борьбы с ними.

Гирт Валдис Кристовскис в своей речи перед иностранными дипломатами и политологами подчеркнул, что развитие латвийской армии в будущем во многом будет зависеть от роста экономики страны. Как потом скажет один бывший министр иностранных дел Швеции: "НАТО — для жизни, а ЕС — для лучшей жизни". То есть вхождение в ЕС должно укрепить в том числе и оборону.

Журналист газеты Московские новости Дмитрий Бабич спросил у Кристовскиса, не рассматривает ли Латвия Россию как своего потенциального врага. "У Латвии нет прямых угроз, есть лишь подозрения о них, — ответил министр. — Россия до сих пор не признала факт оккупации Балтии. Так вот, эту неясность и можно считать потенциальной угрозой. Ведь мечты об имперской власти в России все еще сильны, но я верю, что российские политики сделают все для сотрудничества с нами".

Придется затянуть пояса

Довольно резко выступил директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике России Андрей Федоров. По его словам, НАТО становится все больше наступательной, а не оборонительной организацией. Однако страны-новички еще долго будут лишь потребителями, а не производителями безопасности альянса, поэтому Россия пока может быть спокойна. "Уже сегодня, для того чтобы выполнить финансовые обязательства перед НАТО, Репше сокращает расходы бюджета.

А представьте себе ситуацию, когда Саддам Хусейн будет свергнут — цены на нефть резко упадут, и в России может начаться кризис, похожий на ситуацию 1998 года, экспорт резко снизится, в том числе и через Вентспилс. Если такой сценарий воплотится в жизнь, Латвии придется еще туже затянуть пояс", — отметил в беседе с "Телеграфом" Федоров. Он также считает, что латвийские власти напрасно расслабились после пражского саммита — слишком сильно Латвия зависит от российского рынка, а американские инвестиции нас не спасут. "Для США что Латвия, что Никарагуа — одно и то же, им сейчас и своих забот хватает", — убежден Федоров. Кроме того, Россия и сама заинтересована в Латвии, ведь это в будущем часть ЕС. "Поэтому так интересуется вашим нефтепроводом ЮКОС, выходы в Вентспилс ищут российские калийные компании, есть интерес у телекоммуникационных фирм о покупке лицензии третьего оператора мобильной связи в Латвии", — считает российский политик.

В роли антрепренера

С вопросом о переделе сфер влияния между Америкой и Россией "Телеграф" обратился к Брюсу Джексону, председателю Комитета НАТО США. "Я хорошо знаю, что такое российский империализм. Страх перед ним до сих пор витает в Балтии, просто его пытаются "спрятать под кровать", — заявил он в беседе с "Телеграфом". Джексон, однако, советует забыть о России и заботиться о собственном будущем. "А если у вас появятся проблемы, позвоните президенту Бушу, и он напрямую свяжется с президентом Путиным", — говорит американский дипломат. Он считает, что лучшая роль для Балтии в свете ее скорого присоединения к Евросоюзу — это роль антрепренера для России в торговле с западными странами. По его мнению, именно такое посредничество, а также транзит принесут нам десятки миллиардов долларов, и тогда мы станем одной из самых благополучных стран Европы — вроде Швейцарии, например.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!