Вчера в Ригу приехал человек–легенда, борец с компьютерными вирусами Евгений Касперский. Его фамилия уже стала нарицательной — она стала синонимом одного из самых эффективных средств для создания безопасности на компьютерах — как домашних пользователей, так и серьезных корпоративных сетей больших компаний. В беседе с журналистами Касперский спрогнозировал, что Интернет в его сегодняшнем виде будет существовать недолго.
- Тому Интернету, что мы знаем, еще только пошел второй десяток, — отметил Евгений Касперский. — Тут можно привести пример, когда появились автомобили — для них ведь тоже не было никаких правил. Да и номерные знаки ввели лишь через 20 лет после массового выпуска машин. Но представьте, если бы на дорогах движение было хаотичным и вообще никто не знал, как идентифицировать конкретного водителя. Вот та же ситуация сейчас происходит и с Интернетом. Однако рано или поздно это закончится.

Ведь когда в США разрабатывали подобные сети, не возникал вопрос взлома информации. Но когда Интернет накрыл общество, там появились деньги, и соответственно, появились желающие эти деньги себе присвоить. И если раньше вирусы писали разные энтузиасты–вредители, то сейчас это делается лишь с корыстными целями.

Это могут быть, во–первых, финансовые мошенники, которые желают получить доступ к банковским счетам, важным учетным записям и другой информации. Их вирусы (иначе говоря, "трояны"), проникая в компьютер, отсылают своему хозяину всю информацию, с которой работает пользователь.

Во–вторых, это может быть электронный рэкет: организуется массовая атака на какую–нибудь компанию. Потом этой компании предлагают прекратить все это — естественно, за небольшой выкуп. Я читал такие письма: они такие вежливые, их приятно читать — и в конце просьба заплатить несколько тысяч евро. Можно быть уверенным, что компания, которая заплатила в первый раз, будет делать это периодически — раз в месяц или в неделю.

Ну и, наконец, в–третьих, — это поддержка систем рекламной рассылки. То есть массовое заражение компьютеров для рассылки рекламных сообщений.

Между тем банковский сектор является локомотивом безопасности Интернета. Для того чтобы зайти на свой счет, вам необходимо в отдельных случаях идентифицировать себя с помощью своей кредитной карты, ввести пин–код и так далее. Но это прежде всего значит, что вы уже сообщили о себе, кто вы есть, а значит, за всеми вашими действиями ведется контроль. По всей видимости, в будущем весь Интернет ждет та же судьба.

Потеряем ли мы из–за этого работу? Да не потеряем — нам ее и так хватает. Раньше, чтобы бороться с вирусами во всем Интернете, я вполне справлялся один. Теперь у нас в команде конкретно этим занимаются 12 человек 24 часа в сутки, которые работают посменно и отслеживают всю информацию. Через пять лет их будет 30–50. Так что зачем мне это надо?

— Может, пользователям стоило бы перейти тогда на другие операционные системы? Утверждают, например, что Linux гораздо менее подвержен вирусам, нежели Windows.

— Все операционные системы — потомки прародителя UNIX и построены на схожей архитектуре. Поэтому было бы желание, а дыры в программах найдутся всегда. И если в будущем 50% пользователей будут использовать Linux а 50% — Windows, то мы будем получать 40% вирусов для одной системы, 40% — для другой, и 20% вирусов будут работать и там, и там. Так что это не панацея.

— Не считаете ли, что защита была бы более эффективной, если бы антивирус был встроен в операционную систему и был у всех пользователей?

— Таким образом можно бороться лишь против явлений природы, которые со временем не меняются. А так, какой бы эффективной эту защиту ни сделать, через сутки ее взломают. Так что против людей должны бороться люди, только так можно ликвидировать все более изощренные вирусы.

— В среде пользователей часто бытует мнение, что "вирусописатели" и "антивирусники" работают заодно. Мол, таким образом первые создают работу для вторых, на чем соответственно делаются деньги…

— Мне каждый раз задают этот вопрос, и если я раньше защищался, то теперь уже буду нападать. Надо понимать, что "вирусописатели" совершенно отличаются по своему менталитету от нас и преследуют свои личные, весьма корыстные цели. Подумайте, что было бы с бизнесом какой–нибудь антивирусной компании, если бы ее хоть один раз уличили в написании зловредных программ! И вообще, думать так — это значит подозревать, что стоматолог желает вам сломать все зубы, чтобы потом их чинить, автомобили делают так, чтобы они потом из автосервисов не вылезали, а про венерологов я вообще помолчу.

— Как вы относитесь к нарушителям авторского законодательства?

— Это не задача моей компании. Мы занимаемся прежде всего защитой Интернета, боремся с компьютерными угрозами. Поэтому мы никак не занимаемся борьбой с пиратством — эти две отрасли не сочетаются между собой. Конечно, если есть случаи массовой рассылки наших ключевых файлов, то мы добавляем это в наш личный черный список, но против отдельных пользователей… мы оставляем это на их совести.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!