"Я чувствую, что меня съедят", — сказала министр благосостояния Дагния Стаке. Если предчувствия ее не обманут, то первым, кто будет горевать об уходе министра, будет Тимофей Малышев, мальчик–сирота из латгальской деревни.
Тимка, Тимоша, Тимофей

Тимка начал спиваться почти сразу, как 15 лет назад появился на белый свет. Его родная деревушка Пудерева, что под Резекне, вся спилась. От пьянки умер отец, когда Тимофею было 7 лет, а через 5 лет и мать умерла. От пьянки. Осталась у бедного Тимки только одна родная душа — 90–летняя бабушка Полина. Добрая, заботливая, Тимофея Тимошей звала, но лет ей больно уж много — 90. "Что она любила, Тима?" — спрашиваю. "На кладбище ходить". — "А что тебе всегда больше всего нравилось в жизни?" — "Сказки. Особенно грустные.

Помню одну — про принцессу, которую усыпили те, кто хотел захватить престол. И было невозможно понять, живая она или мертвая. Подставили доктора: он сказал, что принцесса мертвая. А когда выяснилось, что живая, доктора казнили. Грустно это, несправедливо. А еще я птиц люблю — за то, что они ни в чем не виноватые: летают себе, насекомых хавают. Еще мне нравятся коты — у них мордочки милые". Романтического, мягкого и незлопамятного по характеру Тимофея каким–то чудом не до конца втянула улица. "Видите ли, я всегда был сам по себе, не во всем доверял собутыльникам", — объяснил мальчик.

Тимку определили в резекненский детдом. Очень хорошее место, чистое и сытое, со спортзалом. В школе Тимка успевал неплохо, более других усердствуя на уроках физкультуры, домоводства и компьютера. Вечером — телевизор. Тимка предпочитает спортивные передачи и КВН.

Воспитательницы — образованные девушки и детолюбивые. Кстати, могли бы быть и построже. Хорошо было Тимке в детдоме, только скучновато. А главное, как любому мальчишке, ему нужен ОТЕЦ. А где его взять, если "не завезли"? У Тимки появились уличные друзья, он начал прогуливать школу, а вскоре и сам не заметил, как взялся за старое. "Гусарил хорошенько", — признался он.

Трижды его увозили в наркологическую больницу. Зимой 2005 года педсовет счел за лучшее отправить Тимофея в Яунпиебалгу, в недавно открывшийся реабилитационный центр для детей–алкоголиков и наркоманов Dzives energija. На этом и закончилось Тимкино свободное житье. "В центре не было такой свободы, как в детдоме, — сказал он. И вдруг добавил: — Но это правильно". Полтора года прожил Тимка в центре, после чего его вернули в детдом. Но он так горячо запросился назад, что руководство центра сдалось — Тимофея, так и быть, взяли еще на два года, вплоть до его выпуска "в большую жизнь".

Энергия жизни

Центр Dzives energija создал доктор Эдуард Большаков, нарколог и реаниматолог по врачебной специальности. А выбить деньги для центра, убедить сейм в необходимости создания столь специфического детско–подросткового учреждения (да не одного, а трех — еще есть "Страупес" и "Гинтермуйжа") — это было первым делом на своем посту нового тогда министра благосостояния Дагнии Стаке. Помню свой первый визит в Яунпиебалгу 4 года назад, центр тогда только начинал работать. Детей было 5–6 человек. Сейчас их 45, и стоит очередь желающих попасть. Немцы зачастили — за опытом. Это факты. Поднялся яблоневый сад, в пруду развели рыбу. В огороде — капуста, редиска, морковка, лук, свекла, картошка и т. д. В сарае — поленницы дров. Все делают дети. В мастерской мальчишки плотничают, столярничают. Девочки занимаются рукоделием. Запрет на спиртное и курево. Есть библиотека. Ее упорно восстанавливают — первую–то детишки почти всю скурили.

Здесь и живут, и учатся — действует полноценная средняя школа. В центре даже специальность можно получить: строителя, повара, официанта. Курс реабилитации рассчитан на 1,5 года. Ребенок целиком на попечении государства. Важнейшая роль по отучению от алкоголя и наркотиков возложена на психолога. Цели и задачи педколлектива обозначил д–р Большаков: "Ребенок — это чистый сосуд. Что мы в него вложим, таким этот сосуд и будет. Сосуд загрязнен? Так его можно помыть и наполнить новым содержанием. Помню, как на педсовете психолог сказал про одного воспитанника: "Ребята, он открылся!" Мы все закричали: "Yes!!!"

Но, пожалуй, самой оригинальной догадкой Стаке было создание в центре ЕДИНОЙ СЕМЬИ. Чтобы с мамой и папой, все как положено. Ибо мальчики и девочки никогда не станут хорошими мужчинами и женщинами, если в детстве не видели примера мужественности и женственности. Только семья наполняет человека энергией жизни до конца его дней. Вот тогда–то и нашли среди местных жителей Васю и Гунту. Это муж с женой Лейманисы. Гунта стала мамой, Вася — папой ОБЩЕГО ДОМА.

Конечно, больше всего дети ждут праздников — дней рождения, Лиго, Нового года и других. Ведь тогда будут и домашние пироги, и подарки, и пикники, и игры на природе. "В центре я понял, что, если я не брошу пить, никакой жизни у меня впереди не будет. А я много видел людей, которые от алкоголя умирали. Там мне помогли и другим. Мы были как одна большая семья. Я хочу в нее вернуться", — сказал наш некогда больной, ныне здоровый отрок Тимофей.

Любопытно, что по профессии министр Дагния Стаке — дирижер и к тому же играет на валторне. Начиная дирижировать оркестром социальных проблем, она отдала партию первой скрипки трудным детям. Она насмотрелась на них, еще будучи в течение 8,5 года председателем сельсовета в Тукумском районе и потом 5 лет в качестве председателя райсовета.

Они не знают друг друга лично — мальчик Тимофей и министр Стаке. Но их судьбы переплетены. До чего все в мире связано, и нет ничего случайного.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !