Я хочу пропеть похвалу дилетантизму. Пошла вторая неделя после съезда Объединенного Конгресса Русских Общин Латвии (ОКРОЛ), на котором я провел весь день. Наверное, обдумать событие можно уже холодными мозгами.
По горячим же следам мнения по поводу самого факта создания ОКРОЛ колеблются в диапазоне от "вот теперь зададим мы им перцу" до "ОКРОЛ — второй Интерфронт". Причем интефронтовское начало обнаружил ни кто иной, как Андрейс Пантелеевс, в прошлом удачливый деятель Народного франта, малоудачливый председатель партии Latvijas cels, неудачливый искатель пропавших миллионов Larvenergo, а ныне чиновник средней руки, дающий премьеру Эмсису советы по национальной безопасности и внутренним делам аж по восемь часов в день.

Так что ж произошло с русской общиной? В чем радость тех, кто в ОКРОЛ верит, и беда тех, кто этой организации опасается? Позволю себе предположить, что ничего не произошло. А 50 тысяч записавшихся в ОКРОЛ, спросите вы? А борьба за святое — за русские школы? А наша родина — русский язык и культура, о чем написано в программных документах ОКРОЛ? А высылка из страны идеолога ОКРОЛ Александра Казакова?

Давайте по порядку.

Высылка Казакова. Власть говорит: родившийся в Латвии российский гражданин Казаков, помощник лидера российской партии "Родина" Дмитрия Рагозина вредил государству, финансировал российскими деньгами деятельность Штаба в защиту русских школ. Так что было бы выгодно государству? Взять с поличным, доказать это финансирование, перечислить нарушения закона и отдать под суд. Но нет — похвала дилетантам — МВД рубит все концы и благословляет: вот, Саша, мы расширим твою трибуну, Латвия для тебя мала — вот тебе вся Европа, воюй против нас. И если раньше ты был лишь одним из многих штабистов, вот тебе венец терновый, делаем из тебя единственного лидера правозащитников в изгнании, а твое телефонное обращение ОКРОЛ будет рассматривать, как истину в последней инстанции.

Власть Латвии обеспечила Казакову блестящую политическую карьеру, если он, конечно, этим подарком грамотно воспользуется. А требования самого Казакова разрешить ему вернуться в Латвию, простите, способны впечатлить только дилетантов: одновременно на вершине политического трамплина от одной команды может быть только один человек, и в Латвии этот человек — отнюдь не Казаков.

50 тысяч человек в регистре ОКРОЛ. Ну и что? В Обществе спасания на водах были сотни тысяч, в Обществе по борьбе с пьянством и алкоголизмом — миллионы, но люди продолжали тонуть и помирать от крутки. Факт регистрации еще не факт действия. Ваша проблема, уважаемые лидеры ОКРОЛ, в том, что эти 50 тысяч через полгода, согласившись с вашими ссылками на трудности начального периода, дадут вам еще полгода, а потом про свою регистрацию забудут.

Почему забудут? Да потому, что за год из дилетанта в политике превратиться в профессионала практически невозможно. Ах, вы говорите, что политикой заниматься не собираетесь, что не дилетанты? Не верю.

Дилетантизм ваш лезет из всех дыр. И то, что конгресс был обречен проходить под гербом города Москвы, кабы молодые пуйки из организации Darba jaunatne не подарили вам флаг Латвийской Республики, закрепив его на трибуне. И то, что, начав конгресс, вы не сделали то, что делают в детском саду, обсуждая, до или после сна идти на горшок: устанавливают регламент. А на съезде его не было. И то, что ведущий конгресса бросал свою работу, чтобы ответить на репликами из зала. И то, что под лозунгами аполитичности вы не пустили публичных политиков в правление ОКРОЛ, исполнительный орган организации; но думу конгресса, то есть законодательную структуру, набили политиками, как авоську картошкой. Получается, что исполнять нельзя, а руководить можно.

А ваша программа? Это симфония дилетантизма. ОКРОЛ хочет взять на себя функции государства — ввести русский язык в качестве официального в местах компактного проживания русских, обеспечить "нулевой" вариант гражданства, взять на себя — цитирую — "ответственность за ряд инициатив в области образовательной и культурной политики, а приоритет — создать "систему подготовки, переподготовки и переквалификации кадров для работы в учебных заведениях с русским языком обучения". ОКРОЛ указал и свои экономические приоритеты: производство, транзит, туризм, развитие малых и средних предприятий. Стоп, ребята, это программа общественной организации, декларирующей отстраненность от политики, или правительственная декларация?

Я не буду цитировать те положения программы — подчеркну — общественной организации, которые являются партийными в самом чистом виде. Но все бы ничего, кабы не один дилетантский вопрос: где деньги, Зин? На съезде прозвучало: а у государства взять надобно. Раз русские платят налоги, значит, их налоги надо перераспределить таким образом, чтобы ОКРОЛ смог реализовать свои проекты. Такой подход даже на дилетантизм не тянет, у него одно определение — глупость.

И вот почему. Даже эмбриону в утробе понятно, что власть денег не даст тем, кто не только кроет ее как может, но и с точки зрения государственной машины вставляет палки в колеса на пути движения нашей самой демократичной в мире Латвии к светлому будущему. При этом ОКРОЛ сам заявляет, что с государством дел иметь не будет, дескать, плохое оно.

И телефонный Казаков, и витии с трибуны рвали на себе тельняшки: говорить с государством не о чем, а общаться надобно напрямую с латышской общиной, вот с ней и договоримся. И опять ОКРОЛ попался на дилетантскую подставу: с кем, с нею? Достаточно спросить, а есть ли структурированная латышская община, чтобы понять: в своей основе заявка ОКРОЛ на диалог с противоположной общиной — вершина дилетантизма, потому что община сия, как общественная структура отсутствует.

Тогда с кем говорить? С латышским народом. Что, со всем сразу или с его отдельными индивидуумами, представляющими лишь самих себя? И сажайте хоть все 50 тысяч своих зарегистрированных против их одного, но незарегистрированного, ничего у вас не получится. Зачем им, латышам, структура, когда на законном основании им принадлежит парламент, а соответственно, и правительство? То есть государство, а с государством вы — ни-ни…

И заметьте на минуточку, что в своей программе ОКРОЛ без обиняков заявил, что у латышского электората "реваншистские настроения", а у правящей элиты — "реваншистская в своем основании политика". По логике получается, что элита проводит именно такую политику, какую требует от нее электорат. Приплыли! Так с кем на самом деле говорить собираетесь? И как?

Не знаю, что было на уме у тех делегатов конгресса, которые слушали все это из зала, но если Казаков с узкой группой товарищей не дилетанты, то замыслили они делать — партию.

И что ж здесь плохого? Да ничего. И идеология в программе просматривается: центр консалтинга — для русских фирм; объединение русских бизнесменов — на пользу ресурсам русской общины; биржа труда — для русской рабсилы и "будущего интеллектуального потенциала общины"; комитет по работе с Россией и ЕС — получение лицензий, дозволов и прочих разрешений — сами решите для кого; помощь старикам, инвалидам и малоимущим — угадайте, какой национальности; "стипендиальный фонд" и "фонд поддержки начинающим предпринимателям" — из той же оперы. После этого представьте исполнение элегии двумя общинами дуэтом.

Так отчего же прямо не сказать: братцы, сделаем крепкую русскую партию! Возьмем власть и вернем русским все то, что государство отняло. А этого нельзя: электорат не поймет — к чему еще одна партия, причем сугубо национальная. Да и государство напряжется, а каждому таких дивных условий, как Казакову, не предоставит.

Впрочем, я не сомневаюсь, что большинство членов ОКРОЛ верит в самые богоугодные, человеколюбивые мотивы его учредителей. В то, что, наконец, появилась организация, способная реально защитить униженных и оскорбленных (чего я ОКРОЛу от всей души желаю). Но то, как создавался ОКРОЛ, дает мне основания, к сожалению, успокоить задергавшегося г-на Пантелеевса: не волнуйся пока, власть, ты хорошо умеешь разбираться с дилетантами. Бойся, если они быстро станут профессионалами, не превратят сборный ОКРОЛ в окрошку сборную, найдут в существующем партийном спектре толковых политиков, которые будут на самом деле лоббировать интересы национальных меньшинств, и выдвинут специалистов, способных стать авторитетными министрами.

А пока остается лишь напомнить слова мудреца: "Дилетант не умеет говорить: "Я не умею". А все остальное он умеет".

PS. В прошлую субботу был на учредительном съезде партии "Новая политика". Есть о чем подумать холодными мозгами…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!