Создание новой партии в Латвии — событие знаковое, особенно в канун предвыборной кампании. После учредительного съезда "Новой политики" у многих возникли резонные вопросы: что перед нами — очередной электоральный проект одноразового употребления или солидная политическая машина, рассчитанная на последовательное воспроизводство власти?
"Сильный орговик"

Таким эпитетом товарищи по ПНС уважительно называли Сергея Леонидовича Долгополова, когда он еще был лишь депутатом Рижской думы, прошедшим туда после ротации благодаря избранию своих сопартийцев в сейм. Но, несмотря на то что депутатом Долгополов впервые стал в 60 лет, до этого он имел крупный опыт политико–организаторской деятельности. Несмотря на то что в его официальной биографии (версия агентства LETA) есть неслабая лакуна — непонятно, например, где служил Долгополов с 1969 по 1988 год, в последние годы перестройки он возглавляет сектор общественных и госорганизаций ЦК КПЛ. Таким образом, он смог близко познакомиться с десятками ключевых фигур зарождающейся новой политической элиты Латвии. С 1990 по 1995 год С. Долгополов руководит отделом кадров Рижского горсовета — это дало ему детальное знание аппарата самоуправления.

Во всем проведении съезда "Новой политики" видна рука профессионала. Внешне очень прилично выглядит и кадровый состав. Долгополову удалось привлечь на свою сторону самых что ни на есть антиподов. Полюсы магнита — председатель фракции "Равноправие" в Верховном Совете Латвии Леонид Курдюмов и американский латыш, координатор предвыборных штабов Республиканской партии и соавтор Latvijas cels Марис Индулис Граудиньш. К слову, последний является еще и владельцем серьезной компании по общественным связям Consensus PR, так что можно ожидать его любопытных решений в популяризации "Новой политики".

Демонстративно корректный Долгополов сумел подтянуть к себе и осколки левых партий, и отдельных депутатов — учредительный съезд почтили бывший член Соцпартии Александр Саковский, группа молодых социал–демократов во главе с Янисом Кузинсом, а также пока еще формально член ПНС Борис Цилевич. Для Долгополова с 10–летним пребыванием в партии Юрканса — Урбановича покончено, хватит оставаться на вторых ролях, пора быть единоличным лидером! Толковые ли замы?

С сильными сторонами "Новой политики", принадлежащими преимущественно ее председателю, мы покончили. При взгляде же на свиту С. Долгополова сердце, честно говоря, обнимает тоска. Спору нет, есть там и вполне порядочные господа, но все–таки большинство — с каким–то "косяком". Ну, к примеру, взять заместителя председателя Jauna politika Алфреда Чепаниса. КПСС, Независимая компартия Латвии, Klubs–21, Партия демократического центра, Saimnieks, Демократическая партия — такова траектория политического полета (а скорее пролета) А. Чепаниса. Попутно — активное участие в приватизационных делах, иногда вызывавшее служебные неурядицы.

В общем–то, это типичный путь латышского политика — просто не совсем понятно, почему партию, которая претендует на статус "новой", формируют по принципу эдакого штрафбата. Политическая аура скандальности витает чересчур над многими фигурантами Jauna politika. Впрочем, это не мешает им быть людьми с административно–хозяйственным опытом. Такие, наверное, нам и нужны в управлении городом — с харизмой завскладом или секретаря парторганизации плодоовощной базы. Советская власть в плане создания охлократического кадрового резерва сделала о–очень масштабную работу, и, подобно старым надежным Т–62, которые и сейчас отправляют в Чечню с баз хранения в Омской области, аппаратчики низшего и среднего звена еще послужат политическому процессу Латвийской Республики.

Русская тема — мимо

Рассматривая долгосрочные перспективы JР, можно предположить, что партии Долгополова удастся заполучить как кадровую скамейку запасных, так и электорат ЛСДРП и ПНС. Первая из этих партий поступила умнее: соцдемы пришли на съезд долгополовцев, склонив выю: примите и проч. Наверняка руководство ЛСДРП понимает, что единственный шанс более–менее прилично въехать в столичную думу оно имеет в альянсе с Jauna politika. Другое дело, что это понимает и многоопытный политический версификатор Долгополов, которому вовсе не улыбается перспектива тащить на горбу веселую компанию Боярса–отца, сына и их святого духа Яниса Диневича. Но, коли союза не случится, можно не сомневаться — дружественные социал–демократам латышские СМИ (преимущественно издания Media Nams) начнут жестокую войну компроматов против Jauna politika. К атаке на конкурента обязательно подключится и бывший босс — Янис Юрканс, который, подобно комдиву в окружении 1941 года, идет на вражеские танки с маузером в руке. Ой, чую, будет на социал–демократическом фланге битва титанов… По поводу же воздействия новосозданной партии на русский электорат можно заметить, что Jauna politika даже не пытается играть на поляне ЗаПЧЕЛ, видимо, осознавая полную бесперспективность перетягивания русского каната. Недаром главенствующей темой съезда стала дружба народов. Вот на какой, простите, базе? Неужто только на том сговоримся, что, как пообещал Л. Курдюмов, не будем бороться за переименование улицы Дудаева? Так или иначе, в реструктурировании левоцентристского фланга латвийской политики есть рациональное зерно. Jauna politika может стать партией–партнером ЗаПЧЕЛ как в думе, так и в сейме. Государство давно проводило мичуринские эксперименты по интеграции — почему бы теперь нам не полюбоваться интеграционным почином, запущенным снизу. Другое дело, что искусственность сего мероприятия видна за версту. Что ж, искусным политикам–ветеранам и карты в руки.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!