Программа "Обсуждению подлежит!" — совместного проекта радио Mix FM 102,7, газет "Вести Сегодня" и "Вести" и Delfi от 1 ноября была посвящена главным образом падению правительства, точнее — причинам, приведшим к этой кризисной ситуации.
Вместе с тем с членом правления и руководителем Рижского отделения партии "Новое время" Байбой Бригмане обсуждались также следующие вопросы: Какими должны быть приоритеты государственного бюджета? Будущее высшего образования в Латвии; Как обеспечить рост благосостояния жителей?

Парадоксы правительства

Главный вопрос — это будущее правительства. Как кризисная ситуация видится вам — члену партии, имеющей крупнейшую фракцию в Сейме?

- Эта ситуация уже привычная для жителей страны. Не проходит и года, как в Латвии меняется правительство. Хочу, правда, напомнить, что правительство, возглавляемое Эйнаром Репше работало год и пять месяцев, но потом его развалили. Когда был сформирован Кабинет под управлением Индулиса Эмсиса, сразу стало ясно, что такое правительство долго продержаться не сможет: оно не будет способно принять нормальный бюджет, решать проблемы, существующие в государстве и — главное — продолжать те реформы, которые мы начали. Как мы видим, все предсказания относительно будущего кабинета Эмсиса сбылись: партнеры по коалиции высказались, что бюджет — никуда не годится.

Самое удивительное и даже абсурдное заключается в том, что правительство пало уже при первом чтении проекта госбюджета, да и еще по инициативе партии, которую представляют министр финансов и глава бюджетной комиссии Сейма — Народной партии. Представители этой организации занимались составлением бюджета, а потом сказали, что этот документ -т плох. Все это по меньшей мере — удивляет и вызывает непонимание.

В таком случае, каковы, на ваш взгляд, реальные причины возникновения правительственного кризиса? Может быть муниципальные выборы, назначенные на март?

- Факт: бюджет был плохим. И об этом говорили многие. Не только мы, но также Банк Латвии и различные международные организации, которые сказали прямо: с таким бюджетом нельзя думать о нормальном развитии страны и присоединении в ближайшее время к еврозоне. То есть я считаю, что, возможно, приближающиеся выборы заставили сказать правду о состоянии проекта госбюджета.

О бедности и чиновничестве

Звонок в студию: Для развития экономики и роста благосостояния очень важным является соотношения между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом. За все время существования независимой Латвии эти показатели ни разу не сравнялись. Вместе с тем, из года в год в бюджете увеличиваются статьи расходов на чиновничество. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

- Это очень серьезно. Самой главной задачей правительства Репше была ликвидация бедности в стране. Этот приоритет мы провозгласили сразу же после того, как нам доверили формирование правительства в 2002 году. Начали мы с увеличения минимальной зарплаты — сначала подняли ее до 70 латов, на следующий год — до 80. На этот год мы планировали, что она составит 90 латов, но существующая правящая коалиция приостановила эту нашу инициативу. Естественно, мы вели речь о том, чтобы указанное вами соотношение сокращалось, были конкретные планы. Но они, увы, остались пока нереализованными.

Говоря о чиновниках, то, полагаю, это самая большая беда нашей стране. Как только мы заявили о сокращении финансирования чиновничества, начался жутчайший скандал. Все форумы в Интернете были заполнены яростной критикой, причем не конструктивной, к которой нужно нормально относится, а безмерным неудовольствием по поводу грядущих сокращений зарплат в верхнем чиновническом аппарате.

Вы думаете, что это сами чиновники решили атаковать таким образом ваши инициативы?

- А кто еще может сидеть в рабочее время интернет-форумах? Ни один работодатель не позволит сотрудникам своих фирм тратить рабочее время таким образом. Посмотрите, как меняется контингент посетителей форумов в зависимости от времени суток: в рабочее время — это одна категория, в вечернее — совершенно другая. Днем там присутствуют в основном те, кому нечего делать.

Продолжая тему зарплат служащих, то я считаю, что их оклады нужно увеличивать. И может быть даже намного. Только количество чиновников необходимо сокращать. Нужно заставить их прилагать усилия, напрягать ум, работать, чтобы получать хорошие деньги, а не просиживать штаны в различных министерствах и ведомствах.

А каким вам видятся в ближайшее время "главные чиновники" — Кабинет министров? Готовы ли вы говорить о раскладах в будущем правительстве?

- Пока нам не удается создать стабильную дееспособную правительственную коалицию. Наша задача — говорить со всеми партиями, которые могут быть в правительстве, и которые смогут работать на благо жителей. Например, очень конструктивной была беседа с Первой партией. Они, как и мы считают, что приоритет в бюджете должен быть отдан здравоохранению. Здесь "Новое время" и Первая партия — едины во взглядах. С этим согласна и Народная партия, которую мы поддерживаем также в том, что посты премьера, министров финансов и здравоохранения должны быть закреплены за одной партией, готовой взять на себя ответственность за решение всех проблем в этой сфере. Совпадают наши точки зрения и на другие важные вопросы. Но в то же время схожесть во взглядах, конечно, не гарантирует создание стабильной коалиции. Возможны разные варианты — все зависит от того, кому президент Латвии поручит формирование нового Кабинета. Когда имя этого человека станет известно, будем обсуждать дальнейшие вопросы.

Кто, как и с кем будет работать?

Звонок в студию: Какие роли в падении последних двух правительств сыграли Сандра Калниете и Ингрида Удре, избиравшиеся в еврокомиссары?

- Лицо Латвии в Европе, а также Европы в других странах — это наш еврокомиссар. Дискуссия о кандидатуре была очень острой. Мы, "Новое время", до сих пор считаем, что Сандра Калниете является более оптимальной кандидатурой, поскольку имеет опыт работы в европейских организациях и заслужила отличную репутацию в Европе.

Следует ли понимать ваше заявление о том, что госпожа Калниете более достойная кандидатура в еврокомиссары, как принципиальную позицию, которая может оказать влияние на ведение переговоров по поводу будущей правительственной коалиции? Иными словами, станет ли Ингрида Удре препятствием для будущего Кабинета министров?

- Сандра Калните — это хорошее лицо Латвии в Европе. Мы так считаем. Вопросы по Удре, следует задавать той партии, которые ее выдвинули. С нашей стороны она таким препятствием не станет. Мы не заявим на переговорах с коллегами по парламенту ультиматум: "Пока Удре в Брюсселе — мы отказываемся говорить с вами". Говорить будем со всеми. Но если представится возможность поменять комиссара, постараемся сделать это.

Является ли господин Репше, председатель "Нового времени", самым оптимальным для партии кандидатом в премьеры? Какие еще кандидаты у вас имеются?

- Репше ни в коем случае не единственный кандидат. У нас есть даже три человека, которые могли бы работать на посту главы правительства. Помимо Эйнара Репше, который, мы считаем, был очень хорошим премьером, это Кришьянис Кариньш и Валдис Домбровскис. То есть в партии есть не только Репше, а присутствует достаточное количество ярких личностей, способных занять самые высокие посты в государстве.

"Новое время" готово войти в правительство, которое возглавит представитель другой партии?

- Мы будем рассматривать любые предложения. Если президент назовет человека, представляющего другую партию, то мы посмотрим, что это за персона и оценим перспективы взаимного сотрудничества. По большому счету, главной задачей правительства станет максимально быстрый вывод страны из кризиса, создавшегося в последние месяцы, но не конкретные персоны или их партийная принадлежность.

Вопрос из интернета: Способен ли вообще нынешний состав Сейма создать стабильное, дееспособное правительство? Почему заглохла инициатива "Нового Времени", когда партия собиралось устроить референдум, чтобы внести поправки в Сатверсме и дать народу право отправлять Сейм в отставку?

- Вот как раз сейчас мы и видим, к чему приводит желание избирателей проголосовать за красивые улыбки или печальные глаза кандидатов — то есть, попадать в ловушку яркой рекламы. Избиратель, возможно, не подумал, что будет после выборов — во время непосредственно работы депутатов. Поэтому мы сейчас видим то, что видим.

Но нужно ли вам упрекать избирателей, отдавших, кстати, наибольшее количество голосов "Новому времени"?

- Никто никого не упрекает. Если бы нам доверили большее количество мест, мы могли бы взять больше ответственности за происходящее. Возможно, тогда прекратились бы разговоры о необходимости созыва референдума по поводу роспуска Сейма и организации новых парламентских выборов. Скоро наступит время, когда избиратели смогут проявить свою гражданскую ответственность и позаботится о том, кто будет в самоуправлениях, кто, в частности, будет управлять Ригой. Главное, чтобы граждане снова не купились на рекламу, а сознательно сделали свой выбор, дабы к власти пришли именно те, кто сможет принести пользу жителям. В то же время, мне хочется верить,что избиратель стал за последнее ремя намного умнее.

Звонок в студию: Может ли быть избран на должность премьера человек не относящийся к конкретной партии, но имеющий авторитет в обществе?

- Все зависит от президента — в соответствии с Конституцией она должна назначить кандидата.

На ваш взгляд, насколько возможен вариант, при котором будет назван независимый кандидат? Прецедент уже был, когда назначили Андриса Шкеле, не относящегося в то время к какой-либо политической партии.

- Не знаю, поскольку после того, как президент назовет фамилию, Сейм должен будет утвердить состав Кабинета министров, предложенного этим человеком. В то же время, говоря о зависимости политических партий от финансов каких-то персон, хочу подчеркнуть, что партия "Новое время" живет на пожертвования. У нас нет своего спонсора, в этом можно убедиться на нашем сайте — там содержится информация о том кто и сколько нам перечислил средств. Со всей ответственностью заявляю: у нас нет "дяди" или "тети", к мнению которых мы должны особенно прислушиваться.

"Заработать деньги — можно, но тратить их нужно с умом"

Коль скоро речь зашла о деньгах, да косвенной причиной кризиса в правительстве стал проект государственного бюджета, вопрос об этом документе: какими должны быть приоритеты государственного бюджета?

- Приоритет один: чтобы мы не падали еще глубже в кризисе и бедности, а, наоборот развивались…

Это довольно общее замечание. Если можно — поконкретнее.

- Уменьшение бюджетного дефицита — таков приоритет. Рынок искусственно заполняется деньгами, способствуя увеличению инфляции. Страшно заходить в магазины: позавчера сырок стоил 12 сантимов, вчера — 13, а сегодня — 16. Что же будет завтра? Приоритетом является также и доступность медицинского обслуживания. Мы не можем допустить того, чтобы бастовали анестезиологи, вообще врачи и медработники.

Но при сокращении дефицита бюджета возникнет опасность уменьшения финансирования той же сферы медицины. Как же тогда поднять зарплаты врачам, выделить дополнительные деньги больницам?

- Еще раз хочу вернуться ко времени, когда работал Кабинет под руководством Эйнара Репше. Нам удалось добавить к госбюджету более 100 миллионов латов.

Откуда взялись эти деньги?

- Существенную роль в этом сыграл контроль за границей. Резко сократились объемы контрабанды, товары пересекающие границу Латвии стали облагаться налогами. Сократился уровень коррупции. Отсюда прямые деньги. Мало кто верил Репше, который заявлял, что в течении нескольких лет можно выйти на показатель в 400 миллионов латов дополнительных средств в доходной части бюджета. Но если бы продолжались все процессы, начатые нашим правительством, думаю, можно было найти деньги, которых хватило врачам, учителям, пенсионерам. Заработать деньги — можно, но тратить их нужно с умом.

Вы говорите о необходимости роста благосостояния общества. Каким образом государство может способствовать этому росту? Вы можете предложить конкретный механизм?

- Уровень благосостояние жителей можно повысить только наполняя бюджет, и развивая предпринимательскую деятельность. В Европе бизнесом занимается в десять раз больше людей (в процентном соотношении), чем в Латвии. У нас люди не готовы к предпринимательству, иногда боятся начать свое дело. Нужно менять психологию, если мы хотим добиваться успехов. Тенденция к этому уже прослеживается среди молодежи — я это говорю как преподаватель вуза. Новое поколение гораздо более решительно, чем жившее в советское время.

В таком случае вопрос к вам как к профессионалу в области высшего образования. Доступно ли оно в Латвии?

- Этот вопрос кажется очень простым, потому что все привыкли считать образование доступным. Но если смотреть глубже, то ситуация кажется гораздо более сложной. Бюджетных мест в вузах становится все меньше и меньше, а количество малообеспеченных не сокращается. Особенно за пределами Риги. Родители, думая о будущем своих детей, должны рассчитывать либо на свои средства, либо на привлечение кредита. К сожалению, это возможно не для всех, так как нужно не только финансировать образование молодого человека (а то и нескольких детей), но и обеспечивать их жизнь во время учебы. Наверное, нужно очень хорошо подумать и поменять что-то в менеджменте высшего образования, чтобы одаренные дети смогли учиться в вузах — независимо от состояния их родителей.

Что нужно делать для того, чтобы качество местного высшего образования повысилось, став конкуретоспособным и признаваемым в Европе и мире?

- В этом смысле я могу привести пример Высшей банковской школы, которой я действительно горжусь. Наш вуз был создан с нуля в 1992 году. На сегодня у нас работают перспективные и прогрессивные преподаватели, мы постоянно следим за новыми методиками, отслеживаем все веяния на рынке труда и готовим студентов с учетом всех современных требований. К сожалению, в Латвии сегодня часто применяется унифицированный подход для аккредитации программ: если вузы, скажем, готовят специалиста в области предпринимательской деятельности, то нужно, чтобы программы их практически полностью совпадали. И никого не волнует, что одни выпускники будут работать в банках, а другие — в строительстве. Суть же абсолютно разная.

Отсюда рождаются проблемы качества и конкурентоспособности. Зачем готовить "специалистов" не приспособленных к рынку? Кому нужен "просто диплом"? Например, у нас много дипломированных юристов, но хороших специалистов — днем с огнем не сыщешь. Пора подумать о том, что будущее нашей страны напрямую зависит от тех молодых людей, которые уже обучаются в вузах или только собираются получать высшее образование. Нельзя на них махнуть рукой. Мы не имеем на это права.


Каждый понедельник с 19.00 до 20.00 cовместный проект радио Mix FM 102,7 и газет "Вести Сегодня" и "Вести" — программа "Обсуждению подлежит!". Принять участие в обсуждении вы можете, задав свой вопрос на сайте www.mixfm.lv или на портале Delfi, а также позвонив во время эфира по телефону 7331027.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!