Вчера латвийские профсоюзы обсуждали ситуацию на рынке труда. Вывод нарисовался следующий: реальный уровень безработицы, по подсчетам профсоюзов, не 8,6%, как утверждает Государственная служба занятости, а около 13—14%.
И государству, считают профосюзы, с этим нужно что-то делать. Если же послушать, что говорят по "другую сторону баррикад" — в стане работодателей, то расклад выходит совершенно иной: хорошие кадры не сыскать днем с огнем. Сплошные парадоксы…

Кого любит работа?

Работа любит образованных, инициативных, исполнительных, с опытом работы. В общем, профессионалов. Кого же предлагает работодателям Государственная служба занятости? По статистике, латвийский безработный — это человек (чаще женщина) в возрасте от 30 до 49 лет, без опыта работы, высшего образования и знания языков. У некоторых нет даже начального образования. Интересно, что может заставить работодателя, пребывающего в здравом уме и твердой памяти, взять на работу такого человека? Нет, если речь идет о работе продавцом в магазине — еще туда-сюда, но на ставку, хоть на сколько-нибудь превышающую минимальную зарплату, — извините.

Возникает почти революционная ситуация, когда низы не могут найти работу, а верхи не хотят ее предоставлять, потому что "такой работы" нет. И тут государство в лице Госслужбы занятости как раз трудно в чем-то упрекнуть — кое-что оно делает для исправления этой ситуации: есть бесплатные курсы латышского языка, профессиональная переориентация и прочие госпрограммы.

Интересно другое: почему в стране с очень высоким процентом людей, имеющих высшее образование, трудно найти хорошего работника? Не того, кто готов грузить ящики или валить лес, а того, кто способен хоть чуть-чуть работать головой. О кадровой проблеме в IT-отрасли наслышаны все, однако не хватает не только программистов. На нехватку рабсилы жалуются почти все предприниматели, с которыми Kb приходится общаться. Претензий несколько.

Первая. Хорошего специалиста, знающего свое дело, найти непросто. А ведь ищут, надо заметить, везде. И по знакомым, и по рекрутинговым агентствам, и у конкурентов. Последний случай — наиболее распространенный, поскольку метод перекупа хорошего работника, как правило, оправдывает затраченные на него средства.

Вторая. В целом низкая квалификация рабочей силы. Большинство работодателей (из тех, с кем нам пришлось общаться) уверены, что образование, полученное при советской системе, не отвечает нынешним требованиям рынка. Это особенно касается инженеров советской эпохи. А современные вузы плодят специалистов-теоретиков, которые вообще не приспособлены к реальной работе. То есть сегодняшнее образование не ориентировано на бизнес. При этом финансовых амбиций вчерашним студентам не занимать: зарабатывать хотят много и сразу. "А сколько я буду получать?" — один из первых вопросов вчерашнего студента. На вопрос о том, сколько хотелось бы, чаще всего звучит ответ: "Не меньше 500 латов".

И третье. Отток качественной рабочей силы в более привлекательные в отношении зарплаты страны. Что тут скажешь? Хороший специалист ведь не дурак и считать умеет. И если за аналогичный труд в Европе ему предлагают зарплату в 5—8 раз большую, чем у нас, то он не только сам уедет, но и семью свою увезет. Уезжают не только умные. Попробуйте убедить вчерашнего студента работать на производстве за 200 латов, если сборщик клубники может получить столько же за неделю.

По зарплате мы неконкурентоспособны

Каков баланс потока рабочей силы? Для Латвии — пока отрицательный. Так, по статистике Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ), за последний год на заработки в Англию уехало 6 тысяч человек, в Ирландию — 12 тысяч. Неофициальная статистика тоже есть: за год число выехавших составило 40 тысяч человек. Сборщики клубники и прочие сезонники из числа студентов здесь не учитываются. По той же статистике УДГМ, на работу в Латвию в прошлом году официально въехало всего 800 человек: 400 из Европы и 400 из стран СНГ. Скорее всего, это люди в большей части квалифицированные, потому как по причине того же недостатка кадров крупные латвийские компании выписывают руководителей высшего звена из-за границы — в основном из материнских компаний.

Итого — мы в большом минусе. Факторов, которые стимулировали бы приток рабсилы, нет: мы не настолько дороги, чтобы в массовом порядке привлекать кадры, но и не настолько дешевы для того, чтобы переманивать к себе стремящегося к сокращению издержек европейского производителя. То есть мнение о Латвии как о стране с дешевой рабочей силой — не более чем миф. "Тайваньского тигра" из нас не получится. Так где же выход? С этим вопросом Kb обратился к президенту Латвийской конфедерации работодателей Элине Эгле.

— Самое главное — нужно понять: Латвия уже не является конкурентоспособной страной по критерию дешевизны рабочей силы. И те зарубежные компании, которые будут приходить сюда в расчете на это, потерпят крах. Есть Белоруссия, Китай, Индия, Вьетнам, с которыми мы не сможем конкурировать никогда. Мое мнение: отток рабсилы из Латвии будет — это нормально для переходной экономики. Но ведь все не уедут. Во-первых, бизнес просто будет сам заинтересован платить соответствующую зарплату и инвестировать не только в свое производство, но и в персонал. И во-вторых, человек должен понимать, что если он захочет вернуться обратно, это будет не так просто сделать. Его место будет занято. Бизнес решит эту проблему.

С моей точки зрения, проблема оттока рабсилы не так страшна. Едут ведь в основном молодые люди, которые хотят не только повысить свою квалификацию, но и посмотреть мир. В Ирландии в свое время тоже были такие процессы. Но через 10 лет люди стали возвращаться, чтобы развивать свою страну. Проблема в том, что мы ничего не делаем для того, чтобы удержать своих людей на месте. Вот взять хотя бы проблему инфраструктуры. Если человек живет в Риге, а ему предлагают работу в Елгаве за 500 латов в месяц, то он чаще всего отказывается: а как он будет туда добираться? Вот и получается, что мы не используем тот рынок труда, который у нас уже есть в Латвии. Нет сбалансированного подхода к проблеме. Есть только большие стратегии, которые часто не отражают реальные нужды.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!